ИНТЕЛРОС > №4, 2014 > Проблема совершенствования человека Белкина Г.Л., Фролова М.И.
|
25 ноября 2014 г. в Институте философии РАН прошли XIV Чтения, посвящённые памяти выдающегося русского философа, академика Ивана Тимофеевича Фролова (1929-1999). Тема Чтений: «Проблема совершенствования человека в свете новых технологий». Фроловские чтения этого года – юбилейные. В 2014 г. исполнилось 85-лет со дня рождения И.Т. Фролова. Тон чтениям задал показанный на конференции документальный фильм «Институт человека», снятый на Центральном телевидении в 1986 г. В фильме тогда участвовали крупные учёные, деятели литературы и искусства – академики О.Г. Газенко, П.В. Симонов, известный режиссер А.А. Салтыков, поэтесса Б.А. Ахмадуллина. В ходе встречи в Доме Горького они обсуждали перспективу создания Института человека. «Круглый стол» вёл академик И.Т. Фролов. Мысли, высказанные им почти тридцать лет назад, оказались поразительно актуальными и созвучными теме нынешних Чтений. В особенности это касается положения о том, что различные физиологические и духовные процессы глубоко взаимосвязаны в человеке, и что мы ещё далеки от понимания характера этих взаимосвязей, а поэтому должны быть очень осторожны в своих технологических экспериментах. Открыл конференцию акад. А.А. Гусейнов. Он подчеркнул роль И.Т. Фролова в нашей философии, актуальность его идей в наше время. А.А. Гусейнов заметил, что сегодня, когда нет уже ни Института человека, ни Отдела комплексных проблем изучения человека, Фроловские чтения выполняют важную роль неформального объединения исследователей из самых разных сфер знания, занимающихся проблемой человека. Акад. В.С. Степин посвятил свой доклад весьма острой теме трансгуманизма. В.С. Степин проанализировал программные документы трансгуманистов, известные проекты, вроде проекта «Россия – 2045». В частности, его внимание привлекла идея «записи» содержания сознания личности на электронные носители и возможные этические издержки, с этим связанные. В итоге докладчик сделал вывод, что степень рисков, связанная с подобными проектами гораздо выше прокламируемых их авторами «благ». «Совершенствование» человека по «проектам» трансгуманистов может легко обернуться его самоуничтожением. Об опасности проектов технологического «совершенствования» человека без учета этических, нравственных проблем говорила в своем ярком выступлении «Есть ли предел техническому совершенствованию: вопросы к обществу» д.ф.н. В.Г. Федотова, которая привела новые примеры попыток вмешательства в природу человека с целью её «улучшения». В.Г. Федотова подчеркнула прозорливость И.Т. Фролова, который еще тридцать лет назад ставил этико-гуманистические проблемы изменения природы человека. Член.-корр. РАН Б.Г. Юдин рассказал о существующих в современной биоэтике подходах к проблеме совершенствования человека (от трансгуманистов до биоконсерваторов) и о тех практических шагах, которые предпринимаются в современной технонауке по усилению способностей и возможностей человека. В частности, он говорил о феномене «человека на чипе», когда по желанию клиента в его тело вживляется электронный чип, в связи с чем экспериментаторы и их объект ожидают роста ментальных способностей такого «усовершенствованного» человека. В докладе д.ф.н. П.Д. Тищенко «Об идолах и идеалах биотехнологического совершенствования человека» докладчик поставил вопрос о ложности или истинности, о философской, научной и нравственной обоснованности тех идеальных проекций в будущее, во имя которых авторы трансгуманистических проектов собираются «переделывать» человека. С большим интересом участники конференции выслушали проф. Ань Циняня из КНР, специально прилетевшего на нашу конференцию. Ань Цинянь в своем докладе «Человек в глобальном мире и конфуцианство» высоко оценил роль И.Т. Фролова в формировании подходов современных китайских философов к проблеме человека. Он рассказал о тенденциях в современной китайской философии. В 1980-е гг. наибольший интерес в Китае вызывали ранние работы Маркса и произведения советских неомарксистов (Э.В. Ильенкова, Б.М. Кедрова, П.В. Копнина, И.Т. Фролова), а в 1990-е гг. – произведения западных философов, что было связано с «политикой открытости», провозглашенной в Китае. Сегодня главный тренд китайской философии – обращение к её собственной истории. В конфуцианстве китайские философы ищут ответы на вызовы глобального мира: как соблюсти меру нравственности и справедливости при развитии промышленных и информационных технологий, как не «взорвать» общество изнутри и не навредить будущему человека. Негативный опыт промышленной цивилизации Запада и развал СССР – предмет серьёзных размышлений китайских философов. Проф. П.С. Гуревич в своём докладе «Редукционизм как соблазн наук о человеке» рассмотрел возможности методологии редукционизма в современных науках о человеке. Несмотря на успехи генетики и нейро-наук, связанные именно с применением методологии редукционизма, с анализом поведения отдельных генов и нейронов, учёные не обладают достаточными знаниями о внутренних процессах в мозге, чтобы точно сказать, как сознание возникает из электрической и химической активности нейронов. Объём сведений, получаемых науками, стремительно растёт, но это не подвигает нас к постижению целостных феноменов человеческой самости и сознания. В этих условиях последовательные редукционисты вообще предлагают избавиться от таких «абстракций» как психика или сознание. Новая кризисная ситуация в познании человека, обнаружение сложных взаимозависимостей химических, физиологических и психических процессов в человеческой телесности, свидетельствует о необходимости выработки комплексных подходов к изучению человека. Проф. В.И. Аршинов выступил с докладом «Трансформативная антропология в контексте сложности». В ходе выступления, подчеркивая роль понятия «сложности» в современной антропологии, он вступил в позитивную дискуссию с проф. П.С. Гуревичем о роли редукционизма в науках о человеке. Д.ф.н. И.К. Лисеев в своем докладе «Философские основания формирования биотехнологий совершенствования человека (история и современность)» напомнил, что первый «круглый стол» по этике генетики И.Т. Фролов провёл в «Вопросах философии» ещё в 1970 г. Докладчик высоко оценил тот интеллектуальный импульс, который был связан с этой первой дискуссией. Далее И.К. Лисеев остановился на текстах трансгуманистов. Он справедливо заметил, что эти «теоретики» не имеют права использовать благородное понятие «гуманизма». Со ссылками на документы он показал неизбежность намеренного расслоения человечества на господ и рабов при реализации трансгуманистических проектов. Закончил свой доклад И.К. Лисеев прекрасными стихами Н.А. Заболоцкого, вселяющими надежду на естественное совершенствование того человека, которого создала природа. Д.психол.н. А.Ш. Тхостов в своем докладе «Трансформация высших психических функций в условиях информационного общества» осветил новые тенденции в понимании формирования высших психических функций, проявившиеся в современном информационном обществе. Особый интерес вызвали слова докладчика о пересмотре в западной психологии отношения к теориям развития ребёнка Б. Спока, который призывал не пеленать ребёнка, с рождения приучая его к свободе. Теперь же считается, что необходимо жёстко задавать ребёнку рамки развития, начиная с пеленания. Тогда индивид будет проникаться чувством ответственности, быстрее сформируется его «Я». Доклад д.ф.н. Е.Н. Гнатик был посвящён педагогическим сюжетам: тенденциям и ориентирам образования в эпоху прогресса технонауки. К.ф.н. В.П. Веряскина рассказала о своих исследованиях проблемы «совершенного человека». В условиях современного «расколотого» мира всё большую популярность приобретают идеи постчеловека, которые озвучивал ещё Ницше. В результате «совершенствование» человека превращается в отказ от человеческого в человеке. Сложность совершенствования человека в сегодняшних условиях в том, что системы ценностей релятивированы, и это блокирует мобилизацию духовных усилий на совершенствование. Д.ф.н. Э.М. Спирова посвятила свой доклад понятию души. Как известно, в бихевиористских версиях психологии само понятие души подчас теряет право на существование. Редукционисты убеждены в том, что в ближайшее время удастся с помощью нейронауки отыскать в мозге все зоны, которые непосредственно отвечают за мыслительные и эмоциональные реакции. Так, по их мнению, понятие души станет излишним. В информационном обществе произошло едва ли не полное вытеснение понятия «души». Здесь все имеет количественные показатели. Человек оценивается теперь не по критериям морали или мудрости. Предполагается, что один индивид отличается от другого объемом принятой информации. Чисто информационный подход к понятию души не ухватывает его глубинный смысл. Д.ф.н. С.Н. Корсаков подчеркнул роль комплексного подхода И.Т. Фролова к проблеме совершенствования человека. И.Т. Фролов считал, что изучать человека надо в единстве научного, социального и нравственно-гуманистического аспектов. Поэтому в комплексном изучении человека им были выделены природная, социальная и духовная стороны. Сначала И.Т. Фролов реабилитировал природно-биологическое начало в человеке и со ссылками на Маркса и Энгельса показал, что человеческую природу нельзя игнорировать при объяснении поведения человека. Затем он наряду с биологическим и социальным измерениями человека постулировал духовное измерение. Тем самым И.Т. Фролов восстанавливал классическую философскую традицию понимания человека, идущую от античности и христианства. В рамках Чтений прошла презентация двух новых книг. Одна из них – «Новое в науках о человеке», создана по материалам прошлогодних Чтений. Другая – новая монография проф. С.А. Пастушного «Теоретические основания философского творчества И.Т. Фролова. Философия биологии и научный гуманизм», в которой автор исследует единое философское основание целостности многогранного и многоаспектного философского наследия И.Т. Фролова. Фроловские чтения вновь показали, что выдвинутые И.Т. Фроловым гуманистические идеи приобретают в век технонауки и «конструирования» человека всё большую актуальность. Эти идеи вызывают живой интерес у представителей самых разных наук. Поэтому разговор на чтениях получился действительно комплексным и междисциплинарным.
Белкина Г.Л.,к.ф.н. (Москва) Фролова М.И. (Москва) Вернуться назад |