ИНТЕЛРОС > №4, 2014 > Издательская деятельность как высшая форма философского творчества?

Тхагапсоев Х.Г.
Издательская деятельность как высшая форма философского творчества?


08 февраля 2015

Споры  по поводу возможности  оценивать эффективность научной деятельности на основе критериев РИНЦ не затихают(см. материалы «круглого стола» «Перспективы российской науки как социального и культурного института», ВФ. 2014. №8).  

Особенно активно подвергается сомнению приемлемость количества цитирований некоего сочинения как показатель его качества, а значит – и профессиональности автора. Ведь поводом к цитированию могут быть и из ряда вон выходящие недостатки работы, ее эпатажный характер.

 В укор критериям РИНЦ ставится и  то обстоятельство, что они (критерии) почти «не замечают», не фиксируют и не учитывают монографии, а еще – мол из учета РИНЦ выпадают работы, опубликованные раньше, чем в 2003-2004 года. В свете этих обстоятельств популярна идея «гамбургского счета» – мол, мы сами и без РИНЦ знаем, кто есть кто в нашем цеху. Воплощением этой идеи, похоже, стало появление инструментов прямого и непосредственного воздействия на показатели, зафиксированные в РИНЦ. О чем идет речь? РИНЦ теперь практикует заключение договоров учреждениями на оказание платных услуг, в т.ч. – и возможность «вручную вводить» в базы РИНЦ публикации своих сотрудников (хоть вековой давности), а также ссылки на публикации. Итог подобных услуг уже очевиден – в досье иного автора теперь можно встретить публикации от 50 годов минувшего века и ссылки на них из неизвестных журналов. На таком фоне  «ручной коррекции» показателей РИНЦ в очередной раз обновлен список «топ 100 самых цитируемых российских философов» (см. http://dissertation-info.ru/). И что же мы видим?

С формальных позиций, т.е. в оптике цифровых показателей РИНЦ (число цитирований, индекс Хирша), положение дел в нашем цеху пошло в рост. Так, если в предшествующие списки «топ 100» по философии можно было попасть имея в багаже около 200 цитирований, теперь для этого потребуется 400-500. Если же первые лидеры прежних списков имели за собой порядка 2-3 тысячи цитирований, теперь – около 10 тыс. Но что реально стоит за этим, если обратиться к содержательным измерениям философского творчества? Увы, много неоднозначного.

Начнем с монографий. Недостаточно полный учет монографий особенно остро ставился в укор РИНЦ. Многие коллеги были склонны именно этим объяснять «в целом невысокие» значения показателей публикационной активности российских философов. Но теперь (и при «ручном вводе в базу РИНЦ») стало очевидно, что активно цитируемых монографий у нас не так много. Вот факты. Порядка «тысяча упоминаний» пока снискала лишь книга В.С. Степина «Теоретическое знание». Монографий, процитированных «сотни раз» (300-500) удалось отыскать всего лишь четыре (Лекторский В.А. «Эпистемология классическая и неклассическая»; Федотова В.Г. «Хорошее общество»; Гайденко П.П. «Прорыв к трансцендентному: новая онтология 20 века»; Князева Е.Н., Курдюмов С.П. «Законы эволюции и самоорганизации сложных систем»). Да и монографий, удостоившихся хотя бы 100-200 упоминаний не более 10 (Гусейнова А.А., Касавина И.Т., Мотрошиловой Н.М., Автономовой Н.С., Аршинова В.И., прежде всего). К тому же, индекс Хирша (число высоко цитируемых работ) у 70% наших коллег, вошедших ныне в топ-лист философии существенно ниже 10 (у большинства – 5, 4, 3, 2 и даже 1!). Возникает вопрос: за счет чего тогда так резко выросли общие («валовые») показатели цитирования на ниве российской философии?

Вот здесь мы подходим к главному, к тому, что, на мой взгляд, требует внимания и  консолидированной позиции философского цеха. Речь идет о двух, скажем так, «смущающих» источниках большого обилия цитирований, чего прежде  не было в нашей практике.

Во-первых, это – перевод литературы из европейской философии (от Уайтхеда до Дерриды) и хрестоматийные подборки текстов (от «Платона до наших дней»), что у нас было трендом и модой с конца 80-х вплоть до 2000. Популярность этих текстов, ставших в свое время «глотком свежего воздуха» вполне понятна. Смущает только одно обстоятельство – после появления права «ручного ввода» сведений базу РИНЦ, у классиков европейской философии вдруг появились российские соавторы (и в большом количестве!). Не хотел бы затронуть чьи-либо чувства и заранее приношу извинения, но все же позволю себе привести пример. Известен философско-социологический бестселлер Э. Тоффлера «Третья волна». Волна, о чем повествует Тоффлер, увы, прокатилась почти мимо России, ее развития. Но зато согласно новейшим данным РИНЦ теперь, наряду с Тоффлером, в качестве авторов знаменитой работы числится еще 13 россиян, в том числе – 12 переводчиков текста. Дальше – больше: поскольку сочинение Тоффлера собрало в научном пространстве тысячи ссылок, эта заслуга прямиком распространилась на всех 13 соавторов. В итоге заглавные строки только что обновленного топ-листа (12 ноября т.г.) «сто наиболее часто цитируемых российских философов» занимают не только инициаторы и редакторы различных переводов (от Канта и Гегеля до Лумана и Дерриды), но и филологи-переводчики (!). И ссылки на западного маститого философа (его произведения) автоматически зачисляется на их счет. Правомерно ли это?

Впрочем, мои попытки найти в поисковых системах труды авторских союзов Тоффлера, Лумана и других звезд европейской философии, сформированных по схеме: один известный европейский философ + X замечательных россиян, не увенчались успехом. В поисковых системах Интернет такие «авторские пулы» не известны, не идентифицируются. Они существуют лишь как продукт «ручного ввода сведений» в РИНЦ.     

Есть еще один источник «пролиферации цитирований». Речь идет о том, как подается и как делится авторство в заметных коллективных трудах, созданных и  опубликованных в нашей стране в последние годы. В этом плане характерна ситуация с изданием «Новая философская энциклопедия». Все четыре тома вместе взятые (т.е. более 3 тысяч статей, вошедших в издание) за  14 лет с момента издания собрали около 1 тысячи ссылок – 0,3 цитирований на статью. А значит – большинство статей (70 %) вообще не цитировались ни разу. Но поскольку в базах РИНЦ после «ручных введений» данное  издание числится как коллективная монография без разграничения авторства по статьям, десятки людей, хоть как-то причастных к «НФЭ» автоматически получают «бонус» в 1000 цитирований. Не странно ли? Ведь получается так: некто (возможно, будучи еще аспирантом, молодым м.н.с.) написал одну небольшую статью в «НФЭ», которая, возможно, ни разу никем и нигде не упоминалась, однако теперь он получает тысячу цитирований и становится в  ряд заглавных лидеров российской философии. Как это соотносится с принципами объективности выявления лидерства в нашем цеху и его справедливого ранжирования?

Коль скоро речь зашла об объективности, надо бы учитывать, что философия ныне также дифференцирована как прочие науки (физика, биология). Значит – наша деятельность (как и публикации) неизбежно носят «секторальный», «сферный» и «региональный» характер. В этом смысле те 300-500 цитирований, которыми отмечены наиболее популярные отечественные монографии, заодно являются и масштабными мерами секторальной и сферной структуры современной российской философии. Более того, оттуда напрашивается вывод: в условиях сегодняшней России багаж цитирований около 500 и выше (разумеется, без учета «искусственных  продуктов ручного ввода» в РИНЦ, о которых уже сказано) – это признак высокой активности и профессиональной значимости коллеги в некоем секторе нашей философии. Именно  среди обладателей 300-500 реальных цитирований («без навесов») и пребывают едва ли ни все значимые фигуры современной российской философии (в том числе руководители научных журналов, известных кафедр), которые, увы, не попала в новый топ-список, хотя они и составляли костяк предыдущих списков. Да, у нас есть 3-5 бесспорных первых лидеров цеха, у которых еще до изобретения технологий «ручного ввода» в РИНЦ, как естественный итог профессиональной жизни, сложились  багажи в «тысячи цитирований». Они хорошо известны.     

Остается только задаться вопросом: будем ли мы по сути и правде уточнять картину лидерства в российской философии, так лихо затронутой духом «ручного ввода» в РИНЦ или предпочтем «толерантно оставить» все как есть? Речь, разумеется, идет не о «профсобрании» цеха, что все «обсудит и поправит». Все куда проще – если регулярная публикация на официальных сайтах рейтингов профессионального лидерства стало частью нашей жизни, не обязывает ли это РФО к тому, чтобы оказывать этой акции экспертно-аналитическую поддержку – дабы уберечься хотя бы от весьма неясных подходов к делу и грубых  ошибок? Ведь речь идет о современных формах саморегулирования и самоуправления нашего сообщества.

 

Тхагапсоев Х.Г.,д.ф.н., проф. Кабардино-Балкарского государственного университета (Нальчик)


Вернуться назад