ИНТЕЛРОС > №3, 2013 > От философии развития к философии управления

Киселёв Д.А.
От философии развития к философии управления


10 ноября 2013

В начале августа 2013 года жаркое греческое солнце согревало умы более чем двух тысяч философов со всего мира, которые съехались в Афины для участия в XXIII Всемирном философском конгрессе. Событие это без преувеличения знаковое для всей мировой гуманитарной науки. Вот уже на протяжении многих десятилетий это масштабное мероприятие, кочующее по ключевым точкам и городам Земли, образует своеобразный «пульс» мировой философии. Конгресс не только отражает текущие тренды и направления философской мысли, но и во многом формирует их, очерчивает перспективные поля и сферы исследований. И хотя слово «очерчивает» предполагает некоторые границы, у недавнего конгресса, к счастью, каких-то сковывающих его границ не было, даже несмотря на все перипетии кризиса, обуревавшего колыбель мировой философии.

Множество профессионалов-энтузиастов со всего мира, среди которых, что отрадно, достойное место заняли и наши соотечественники, организовали работу секций вокруг самых острых и злободневных проблем современной философии. Совершенно невозможно было найти такую сферу и отрасль философии, которая не была бы сполна представлена на конгрессе. Участникам оставалось лишь сожалеть о том, что нельзя было, разорвавшись, принять участие во всех интересующих дискуссиях, а работа многих секций, ввиду огромного числа их участников, шла параллельно сразу в нескольких аудиториях Университета Афин. Но это, пожалуй, единственный организационный «недостаток» прошедшего конгресса. В остальном – сложно представить более подходящую и более стимулирующую обстановку для творческой мысли и свободной коммуникации.

Мое выступление на конгрессе состоялось на секции № 48 «Философия развития» и было посвящено теме «Философия развития как основа и предпосылка для философии управления». Общественное развитие – крайне сложный предмет для философского и научного познания. Понятие «развитие» используется в весьма разнообразных контекстах и практически во всех сферах общественной жизни, однако целостного представления и подхода к пониманию феномена развития не существует по настоящее время. Вместе с тем, представления о развитии имплицитно встроены в ткань общества и в значительной мере детерминируют социальную, политическую, экономическую и иную деятельность людей. Однако, несмотря на то, что эти представления играют всё более важную роль в общественной практике, в деятельности конкретных институтов (в том числе международно-политических и финансовых), значимость идеи развития в науке и философии сегодня несправедливо занижена. Налицо несоответствие между колоссальным интересом философии к проблеме общественного развития и неоформленностью, незрелостью философии развития как отрасли философии, дисциплины и сферы творческого поиска.

Все это требует выхода на принципиально новый уровень понимания природы развития и роли управления в общественном развитии. Главное здесь – это взаимосвязь и взаимообусловленность управления, развития и наших представлений о них: одно без другого просто не имеет смысла. Управление без развития означает лишь властвование, распоряжение и контроль, и по большому счёту управлением называться не может. Более того, если управление не решает задачи развития, то оно неизбежно становится фактором социальной дезинтеграции и ведёт к росту антагонизма, в том числе классового. Выражаясь предельными категориями, которые при всём нашем желании не могут быть лишены этической окраски, управление имеет смысл лишь как обеспечение движения от недолжного к должному, от менее совершенного к более совершенному наиболее верным путём. То есть речь идёт о развитии, которое должно стать подлинным содержанием управления. В то же время надо понимать, что развитие без управления также не имеет смысла, так как неуправляемое и неосознаваемое, стихийное (стохастическое, случайное) «развитие» означает полную пассивность человека перед обстоятельствами, его неспособность реализовать свою творческую природу (деятельностное начало) и потенциал разума.

Как было показано на упомянутой выше секции, в настоящее время в философии управления и развития складываются сразу несколько ключевых подходов и концепций широко востребованных в контексте совершенствования практики управления и решения задач управления развитием. Одно из перспективнейших направлений исследования проблем управления связано сегодня с так называемой концепцией рефлексивного управления. По-видимому, именно в этой области следует ожидать прорыва в понимании природы и механизмов управления общественным развитием. Другие перспективные разработки связаны с концепцией устойчивого развития. Все они по-своему раскрывают природу и суть развития и управления. Однако ближайшая задача философии развития – синтез и совершенствование этих подходов.

Обращаясь к общей теме конгресса («Философия как познание и образ жизни»), следует подчеркнуть, что она отражает, по всей видимости, ключевую задачу современной философии – формирование особой культуры мысли, которая могла бы стать организующим и руководящим фактором, определяющим развитие народов Земли и каждого человека. Речь идёт о такой культуре мысли, которая, вплетаясь в нашу повседневную деятельность и направляя её на разрешение наиболее фундаментальных проблем человечества, поиск новых форм со-бытия и со-развития, стала бы уделом не только философов-профессионалов, но и могла бы, что называется, достучаться до каждого. Именно так, на мой взгляд, и стоит понимать контуры той общей задачи, которые проявились в ходе работы конгресса.

 

Киселёв Д. А., аспирант Финансового университета при Правительстве РФ, член РФО (Москва)


Вернуться назад