ИНТЕЛРОС > №3, 2013 > Повысим рейтинг социально-гуманитарного знания

Лешкевич Т.Г., Катаева О.В.
Повысим рейтинг социально-гуманитарного знания


11 ноября 2013

23 мая 2013 г. в Ростов-на-Дону усилиями «Донского философского общества» на базе академии Южно-российского Института Народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ была проведена первая, сменяющая серию круглых столов, Международная научная конференция «Социально-гуманитарное познание в контексте философской инноватики». Реестр остроактуальных проблем включал в себя: и рассмотрение периодичности взлёта и падения гуманитарной культуры, и тему жизненного мира как конструкта и реальности, диффузию инноваций в сфере социально-гуманитарного познания, прагматику в постнеклассических философских дискурсах, «человеческий капитал» как исследовательскую проблему социогуманитарных наук, а также такие пронизывающая состояние современного менталитета темы, как, например, зависть как социально-психологический механизм формирования «порочного круга отношений»; Российская гражданская идентичность; основания утопического проектирования; формирование культурного схематизма «человек вины»; духовное измерение «модной» идентичности; депривация личности в киберпространстве,  проблема постчеловеческого будущего и многое др.

Открывали международную конференцию д.полит.н., проф. Старостин А.М., который,  приветствуя участников конференции, напомнил, что публикации на конференциях международного уровня приравниваются к статусу ваковских статей, а также председатель «Донского философского общества» проф. Лешкевич Т.Г., обратившая внимание, что международная конференция проводится в преддверие 23 Всемирного философского конгресса «Философия как исследование и образ жизни», (4-10 августа 2013 г., Афины), свидетельствует о высоком социально-значимом статусе философии, конвергенции социально-гуманитарного знания  и постнеклассической эпохи.

В пленарных докладах: Старостин А.М. «Философия социально-гуманитарных наук и инноваций: базовые модели» фундаментализировал подход к осмыслению инноваций, разграничил социально-гуманитарные исследования по их ценностно-целевой направленности на «белые», «серые»  и «черные», обратил внимание на результаты интеллектуальных техник исследования. Указал на такие базовые модели социально-гуманитарного познания как сильно структурированная, слабоструктурированная и неструктурированная, подчеркнул, что основным методологическим инструментарием выступает философская инноватика. В докладе проф. Драча Г.В. «О векторе социально-гуманитарного познания в постнеклассическую эпоху» было обращено внимание на то, что предметную область современного социального познания составляет постиндустриальное общество, одной из важнейших характеристик которого является обработка и распространение знаний, что обуславливает решающую роль образования и науки. Особое внимание было уделено проблемам модернизации университетского образования в современной России. Доклад д.геол.-мин.н., проф. А.В. Кокина «Периодичность взлета и падения гуманитарной культуры в истории становления и развития общественных отношений в сравнении с технологической, экономической и естественнонаучной культурами» вызвал особый интерес. В нем была представлена авторская концепция возникновения разумности, и показано, что в качестве социального существа человек выступает первоначально «гуманитарием», и только необходимость выживания в дикой природе заставляет его становиться «естественником», «технологом». Начиная с неолитической революции, происходит социальный разрыв примитивных ориентаций «гуманитария» и усиление направленности в сторону хозяйственного технолога и естественника-наблюдателя. В дальнейшем вычленяется каста жрецов, определивших основы гуманитарного управления, затем гуманитарность элиты стимулирует возникновение естественнонаучного знания.  В докладе  проф. Ротенфельда Ю.А. (Луганск, Украина) «Формационная модель общества: два потока истории» проводилась идея, что основная цель социально-гуманитарных наук – «направлять гуманитарный формационный поток истории по пути нравственного прогресса, что в свою очередь стимулирует научный, технический и технологический поток». Степанов Е.И. (проф., Института социологии РАН, Москва) уверен, что для адекватного осмысления модернизации современного российского общества необходим субъектно-деятельностный подход, разработанный в отечественной философии, который позволит обозначить общие принципы взаимокорректировки  властвующих элит России и стран СНГ своих действий в отношении повышения эффективности взаимодействия.

Аствацатурова М.А. (проф., ПГЛУ, Пятигорск) показала, что в конструктивисткой парадигме общественного развития расширяется пространство самоотождествления. На примере Северного Кавказа было продемонстрировано, что конструктивистские ресурсы упрочения российской идентичности неодинаковы в разных российских регионах. Мордовцева Т.В. (проф., ТИУиЭ, Таганрог), определив уровни культурологического образования: первый (внешний), второй (внутренний) и третий (мета-уровень), указала на необходимость многофункционального преподавания культурологии  для  становления смысложизненных ориентаций личности. С особым интересом был воспринят доклад д.психол.н., проф. Лабунской В.А. (ЮФУ), в фокус рассмотрения  которого оказался феномен  зависти в контексте коммуницирования. Было показано, что зависть может актуализироваться на разных уровнях, (условно): зависть-требовательность, зависть-отчаяние, зависть-агрессия. Во всех этих типах есть обида на другого человека, завистник всегда обижен. Обида – это одно из состояний, которое присуще зависти,  страх – это также только ступень на пути к зависти, а «социально-психологические особенности общения субъекта зависти указывают на то, что он является субъектом затрудненного общения». Доклад Засядь-Волк Ю.В. (НГТУ, Новосибирск) указал на остроту проблемы потери смысла жизни. Конференция проходила в атмосфере дискуссионности и заинтересованности, участники демонстрировали высокий профессиональный уровень аргументации. 

В заключительном докладе проф. Т.Г. Лешкевич было зафиксировано, что многоаспектная тематика свидетельствует о своеобразной «ярмарочной ситуации», указывающей на броские, уязвимые проблемы современности, но, видимо, этот начальный этап естественен, так как выявляет площадку, где  можно выразить значимые идеи в кругу интеллектуалов – профессионалов. В целом же философская рефлексия над социально-гуманитарным знанием обнаруживает потребность в модифицированной методологии. Так, востребованным может оказаться концепт аутопоэзис, показывающий, что система начинает наблюдать самое себя, обладает способностью к самоописанию, прогнозированию и проектированию. При этом аутопоэтическая, т.е. воспроизводящая смыслы самое себя система, не может быть формализована, она опирается на симбиоз  интуитивного,  ассоциативного, эмоционально-импровизационного, а также волевого, ролевого, управленческого и пр. Имитация, как весомая характеристика охватившей мир виртуализации,  есть основное препятствие, искажающее смыслопорождение. Другой превращенной формой стратегий смыслопорождения выступает «индоктринация», технологии  которой  воспринимаются как своего рода битва за субъекта. В докладе подчеркивалось, что в современный период манипуляторы располагают развитыми, построенными на данных науки, технологиями и, по-своему, производят «отрицательную селекцию», указывающую на равнение на посредственность. Это является серьезным деструктивным фактором, поэтому важно найти и смоделировать такие сценарии развития  «человеческого капитала», в которых  с очевидностью используется потенциал интеллектуальной элиты, значима интеллектуальная инициатива для формирования программности будущего. Беспомощность массового человека перед натиском разнообразных технологий, делает особо актуальным стремление к человекоразмерности, антропологический поворот.

Острая дискуссия завязалась по вопросу: возможна ли едина социогуманитарная картина мира, если в современном обществе сосуществует многообразие парадигм? Согласно сильной версии плюрализма, множество определяющих факторов равноправно, согласно его слабой версии, среди множества разнообразных миров существует наиболее предпочтительный. Бесспорным является то, что исходное многообразие мира, отраженное социогуманитарным знанием, не может разделять установки унификации культур, единообразия исторических традиций.

Конференция собрала 87 участников, доклады которых были опубликованы в сборнике, вышедшем к началу конференции. Научная перспектива: осень (октябрь 2013 г.) планируется к проведению междисциплинарно направленная международная конференция по  элитологии; в ноябре 2013 г., приуроченная ко Всемирному Дню Философии, конференция, посвященная Ростовской философской школе.

 

Лешкевич Т.Г., д.ф.н., проф. ЮФУ, предс. «Донского философского общества», член Президиума РФО (Ростов-на-Дону)

Катаева О.В., к.ф.н., доц. ЮФУ, уч. секретарь «Донского философского общества» (Ростов-на-Дону)


Вернуться назад