ИНТЕЛРОС > №3, 2013 > Эра милосердия

Сизяев С.В.
Эра милосердия


11 ноября 2013

Педагогико-гуманистический проект

«К какому обществу мы стремимся? Обществу, живущему по принципу «кто сильнее, тот и прав», обществу, в котором извечные гуманистические ценности являются рудиментами, или духовно зрелому социуму, живущему по законам человечности и сострадания, сопричастности и любви ко всему живому?!» – этот вопрос мучил прогрессивные умы философов, гуманистов, педагогов на протяжении всей человеческой истории.

Актуальность работы по преодолению духовно-нравственного кризиса в России и построению принципиально нового общества еще больше усилилась в настоящее время. Обеспокоенность сложившейся ситуацией разделяем и мы – педагоги, члены Межрегиональной ассоциации «Искусство движения». Стараясь внести лепту в дело воспитания сильного,  здорового, культурного и духовно развитого поколения, нами разработан и успешно апробируется педагогико-гуманистический проект «Эра милосердия». Цель проекта:  способствовать гармоничному развитию человека и формированию гуманистических качеств личности, закладывая основу  построения нового общества. Педагогические воздействия прилагаются в направлении вектора: новое тело – новое сознание – новые  отношения – новое общество – новая эра, эра милосердия.

В ходе реализации данного проекта решаются такие задачи, как: формирование нового мировоззрения; формирование новой шкалы жизненных ценностей; формирование мотивации к духовному и  физическому самосовершенствованию; формирование потребности в движении тела как выражении потребности души; освоение систем и методов духовного и физического самооздоровления и самосовершенствования (подр. см.: «Вестник РФО» №1, 2013, с. 18; темы семинаров №№ 1-5 соответствуют формулировке задач).

В качестве средств обучения и воспитания выступают телесно-ориентированные практики, в основном, базирующиеся на древнекитайской философии и заимствованные из таких систем, как тайцзицюань, цигун, спонтанная живопись, чайная церемония, игра на музыкальных инструментах, звуковая медитация.

Помимо общих педагогических методов используются и специфические методы, свойственные телесно-ориентированным практикам. Воспитательный эффект применения данных методов основывается на эмоционально-чувственном переживании обучающимися изучаемого материала благодаря включению всех органов чувств (зрительного и слухового анализатора, осязания, температурной чувствительности, обоняния, вкуса, мышечного чувства, болевой и вибрационной чувствительности), I-й и II-й сигнальных систем организма.

Фактором новизны данной разработки является использование в качестве одного из средств решения задач сугубо гуманистического характера боевых искусств, преподавание которых проводится «параллельно» занятиям «мирными»  искусствами по программе «Боевое искусство – путь мира» (М.: Просвещение, 2011).  Как известно, занятия боевыми искусствами сопряжены с рядом негативных проявлений, наиболее тревожащим из которых является агрессия, направленная против соперника, зачастую рассматриваемого как врага. Агрессия является не только эмоциональным состоянием, но и своего рода  программой подсознания, огрубляющей дух человека, его психику, подстрекающая на различные антисоциальные действия. Наряду с  проявлениями страха, лености, повторяясь и наслаиваясь друг на друга, она входит в разряд глубинных привычек, не оставляя человеку шансов на личностный рост. Данные эмоциональные состояния, словно вирусы, давно заражают весь мир. В этой связи в практике единоборств необходима альтернатива принципу состязательности, что особенно актуально при работе с ранимой детской психикой.

Во многом данная проблема решается на основе бессоревновательной концепции (автор Сафронов Т.Н.). Данная концепция не предполагает полный отказ от любых видов состязаний, а рассматривает состязание как способ самосовершенствования. Акцент переносится с понятия «победа» на понятие «достижение»: достижение человека не в том, что он победил другого, а в том, что он стал лучше по сравнению с тем, каким он сам был до этого.

Первые результаты внедрения проекта дают основание полагать, что именно боевые искусства, как вид деятельности экстремальный, максимально близко соприкасающийся с агрессией, эгоцентризмом и многими другими негативными проявлениями, должны повлиять на общественное сознание, заложив основы нового общества, основанного на извечных ценностях, таких как «Не убий, не укради» и т.п.

Педагогическая система гуманистического воспитания, физического и духовного оздоровления человека «Эра милосердия» – один из способов предложить миру альтернативный, культурный  путь развития.

 

Сизяев С.В., к.пед.н., член РФО (Москва) 


Вернуться назад