ИНТЕЛРОС > №3, 2013 > Волга – душа России

Чумаков А.Н.
Волга – душа России


11 ноября 2013

 (путевые заметки)
Москва-Астрахань-Москва.
11-29 июля 2013 г.

 

Чумаков А.Н.

д.ф.н., проф. (Москва)

 

На фоне европейских, а, тем более, китайских судоходных рек – поистине водных артерий экономики, Волга выглядит попросту пустынной. Редкие баржи везут песок, щебень, иногда нефть, вот, пожалуй, и все. Так что о состоянии экономики можно судить и не заглядывая в статистические данные... Для экологии это, конечно, не так уж и плохо, но в целом для страны хорошего мало. Несколько оживилось в последние годы движение туристических теплоходов, но и это несравнимо меньше даже того, что когда-то было в советский период. В поездке на одном из таких теплоходов – «Афанасий Никитин» от Москвы до Астрахани и обратно, как-то невольно возникали ассоциации, оценки и сравнения о различных городах, где теплоход делал остановки.

  1. Углич – один из древнейших городов России… Прошлое – его настоящее, чем и живет этот некогда славный уголок России, который, не оживляй его своим посещением туристы, и вовсе впал бы в летаргический сон. 
  2. Кострома – город относительно чистый (во всяком случае, в туристической части), но улицы с плохим асфальтом. С борта теплохода смотрится хорошо, особенно купола церквей. Хотите в XIX век? Машины времени не потребуется. Достаточно приехать в Кострому… Ну, а следующее погружение – уже в XVIII век происходит, когда прибываешь в Тутаев (Романов-Борисоглебск, как именуют его жители, не смирившиеся с практически случайным переименованием исторического названия города). Раскинувшись на обоих берегах Волги, он архаичен во всем: от полувосстановленных древних храмов, старинных с резными ставнями и фасадами деревянных домов без современных удобств и сельского типа улиц с лужами после дождя, до  паромной переправы через Волгу (по причине отсутствия моста) и какого бы то ни было общественного транспорта в городе с сорокатысячным населением...  И это-то в XXI столетии!
  3. Нижний Новгород, местоположение которого одно из лучших на Волге, мог бы и должен был бы быть гораздо лучше, чем он есть на самом деле. За постсоветский период наведен определенный марафет: хорошо обустроенный и рационально используемый Кремль, отлично оформленная пешеходная улица Покровская, красивые храмы, подвесная канатная дорога над Волгой. Однако на фоне общих градостроительных проблем города это слишком мало, поскольку качество дорог и особенно фасады, порой замечательных в архитектурном отношении зданий, не говоря уже о старом, зачастую убогом жилом фонде, оставляют желать лучшего и портят общее впечатление от этого значительного и памятного в нашей истории города. По-хорошему, здесь, на высоком волжском берегу и быть бы столице российской, если уж говорить о переносе её из Москвы, о чем время от времени заводит разговор российская интеллигенция. При другом раскладе, когда Москва остается политическим центром, Петербург – культурным, Нижнему быть бы центром торговым, деловым, финансовым.
  4. Казань – сегодня, несомненно, самый красивый, современно отстроенный и ухоженный город на Волге. Древний, заботливо обустроенный кремль, хорошее, а то и вовсе отличное дорожное покрытие, оригинальная архитектура и красивое оформление фасадов зданий – все приведено в порядок и по качеству исполнения не уступает мировым стандартам. Конечно, Универсиада стала дополнительным импульсом и дала дополнительные средства на приведение города к такому состоянию, но вполне очевидно и то, что основная заслуга в этом руководства республики и города. Достаточно сказать, что такого количество пассажирских теплоходов у причала и портовых кранов нет, пожалуй, больше нигде на Волге. По крайней мере, кроме Самары и Ярославля, да Нижнего Новгорода сравнения с Казанью по данному параметру никто больше и не выдержит. Помимо общего хорошего мнения о городе, буквально поразил и оставил незабываемое впечатление храм всех религий – проект и дело жизни казанского художника Эльдара Ханова. Начатое им строительство еще требует своего завершения и, дай бог, чтобы те, кто мог бы помешать, не стали бы делать этого теперь, когда не стало великого подвижника и гуманиста. Поскольку на поддержку в реализации данного экуменистического проекта трудно рассчитывать на какую-то конкретную конфессию, а светская власть и без того не большой помощник в подобных проектах, то хотелось бы обратить внимание наших казанских коллег-философов на этот оригинальный и грандиозный замысел, аналогов которому нет, пожалуй, больше нигде в мире. Как минимум, хорошо было бы получить от наших коллег и напечатать в «Вестнике РФО» достаточно полную информацию и о самом Э. Ханове, и о его проекте. Хотелось бы надеяться, что солидный и авторитетный коллектив казанских философов, объединенный в большую философскую организацию, возглавляемую авторитетным ученым, деканом философского факультета Казанского университета, д.ф.н., проф. М.Д. Щелкуновым, не оставит без внимания эту проблему.
  5. Самара – уже с борта теплохода привлекает к себе внимание интересной архитектурой добротных коттеджей, которыми застроена большая часть ухоженной набережной, растянувшейся на десятки километров. Такого количества оригинальных частных домов, яхт, гидроциклов, хорошо обустроенных набережных и специально оборудованных пляжей нет, пожалуй, больше ни в одном поволжском городе. Продуманно расположены и достопримечательности города, которые отлично смотрятся с борта теплохода: стелла с рабочим, поддерживающим крылья самолета, космический корабль «Восток», соборы, цирк, историческое здание пивоваренного завода, женский монастырь, оригинальные жилые комплексы и административные здания, хорошо отразившие историю города и страны. Особое впечатление производит бункер Сталина, где, в отличие от других исторических музеев, посетители могут на глубине более 30 метров посидеть за столом Генералиссимуса в его кабинете и в зале заседаний на фоне огромной карты европейской части страны. Весьма внушительно смотрится и памятник В.И. Чапаеву, установленный  напротив здания, под которым находится бункер. Это и другие здания на площади выполнены в стиле конструктивизма. И хотя в городе много исторических зданий, весьма интересных в архитектурном отношении, технократический дух города, тем не менее, просматривается, явно и косвенно напоминая о том, что здесь преобладает высокотехнологичная промышленность (космическая, авиастроение), а инженерная прикладная наука доминирует над гуманитарной. Поскольку, здесь, в отличие, например, от Саратова, да и других крупных волжских городов, никогда не было солидной организации философского общества, то каких-то предварительных ожиданий и представлений о городе и его технократическом уклоне не было. Тем более приятно, что он оставил хорошее впечатление. В нем много цветов, вполне приличные дороги и, если бы не совсем хорошее, а то и вовсе запущенное (за некоторым исключением) состояние фасадов зданий, как ни странно, даже на «отреставрированной» пешеходной улице, то Самара могла бы (с определёнными оговорками) потягаться и с Казанью.
  6. Саратов уже издалека встречает прибывающих в него по Волге не только красивым ажурным мостом, но и тремя самыми высокими, уродливыми зданиями, расположившимися в исторической части города. Никаких иных ассоциаций, кроме неприятия, три огромных прямоугольных здания, напоминающие бетонные блоки, два из которых поставлены друг на друга, вызывать не могут. Привлекая внимание своей серостью (в прямом и переносном смысле этого слова), они, словно последние из оставшихся зубов, одиноко торчат над старинным городом и портят не только вид, но и первое впечатление о нем. Архитекторы и «отцы» города явно заслуживают «шнобелевскую» премию в соответствующей номинации за принятое и реализованное таким образом решение. И уж совсем не выдерживает никакой критики деятельность властей, превратившая некогда приличный речной вокзал и пристань в безжизненную груду разрушающихся конструкций без каких бы то ни было признаков строительных работ. Это единственный город на Волге, где пассажирские теплоходы не могут подойти к полуразрушенной пристани  и вынуждены становиться на якорь на рейде, откуда небольшими катерами пассажиров доставляют затем на берег и обратно. Узкие и по большей части плохо обустроенные улицы (за исключением, пожалуй, немногого из того, что в центре, да пешеходной части), облупленные фасады многих зданий, неуютная и без того короткая набережная, лишенная пляжей, а тем более заводы, расположенные в южной части города, от которых веет неприятный запах, резко «бьющий по носу» даже на середине Волги, только добавляют грустных впечатлений от этого значительного культурного центра нашей страны. Все это тем более досадно, что в Саратове усилиями многих философов и, прежде всего, проф. Я.Ф. Аскина и его преемника проф. В.Б. Устьянцева, в отличие от экологической, сложилась хорошая философская атмосфера и одно из лучших отделений Российского философского общества.
  7. Волгоград – самые что ни на есть контрастные впечатления оставляет именно этот прославленный предками и «убитый» современными чиновниками город. Встречает он внушительным, видным уже издалека знаменитым монументом на Мамаевом кургане, но по мере приближения к городу все больше напоминает не только события военных лет, но и послевоенную разруху. И это не только расположенная в северной части города огромная промышленная зона с уныло торчащими трубами без признаков какой бы то ни было активности. Немыми свидетелями явно не передовых и активно работающих предприятий являются и полуразрушенные остовы зданий с выбитыми окнами, заводские сооружения с ржавыми крышами и стенами, будто бы никогда не видевшими краски, наконец, запущенные территории и безжизненный, захламленный, местами уже заросший берег. Автобусная экскурсия еще больше усугубила первое и без того грустное впечатление – на протяжении практически всей долгой поездки по городу на юг вдоль Волги автобус как на фронтовой дороге после бомбежки большую часть пути буквально лавировал между выбоинами, ямами и покореженным асфальтом. Справа и слева – по большей части бесхозные, нередко заросшие пустыри, а не городской и ухоженный пейзаж, как того следовало бы ожидать в городе-герое, отметившем уже 70-летие Победы в величайшем сражении Второй Мировой войны. И даже здание университета, одиноко стоящее в отдалении от дороги на пригорке, обрамляет, как отложилось в памяти, пустынный пейзаж с пожухшей степной травой… Как тут не вспомнить нашумевшие на всю страну репортажи о коллективных зарубежных поездках областных чиновников или грустные комментарии местных жителей касательно не решенной и сегодня проблемы с главой города?!

И, все-таки, Волгограду есть чем гордиться. Помимо всемирно известного мемориального комплекса и грандиозной скульптуры «Родины-матери», а также впечатляющего Музея с незабываемой панорамой решающей битвы на Волге, в центре, на мой поверхностный взгляд, в целом не так уж все и плохо. Исторический центр Волгограда, который создавался в 1950-е годы, представляет собой единый по замыслу ансамбль и производит сильное впечатление. Особенно Площадь Павших борцов и набережная. Наверное, в городе есть немало того, что заслуживает большей похвалы и внимания, однако трехчасовой экскурсии было явно недостаточно, чтобы судить об этом более объективно. Но вот что особенно запомнилось, так это, вне всякого сомнения, уникальный и единственный в своем роде Музей музыкальных инструментов. Находится он, а точнее, ютится в небольшом довольно старом, требующем хорошего ремонта частном доме № 257, что на улице Быстрова, в Кировском районе города, куда, свернув с основной дороги и цепляя днищами за бугры и ухабы по существу сельской улицы, туристические автобусы ежедневно доставляют туристов. Они же, получая неизгладимое впечатление от увиденного и услышанного в музее, не скупятся на благодарности и недоумевают, что он пребывает в таком состоянии. Основал музей коллекционер-подвижник и настоящий патриот своего города Пушкин Евгений Николаевич, который на протяжении всей своей жизни собирал и реставрировал всевозможные музыкальные инструменты. Изначально это была его частная коллекция, почти все экспонаты которой, собранные до войны, были безвозвратно утрачены в дни Сталинградской битвы. В 1985 году коллекция насчитывала уже 242 экспоната и тогда же была подарена Е.Н. Пушкиным своему родному городу. Сегодня в музее собраны всевозможные музыкальные инструменты разных времен и народов. Это и пневматические инструменты (баяны, аккордеоны, гармоники, фисгармонии), и струнные (гусли, цитры, цимбалы, гитары) и многое другое. Есть среди них и очень редкие музыкальные инструменты, такие, например, как гавиоли или гармония-флют. В настоящее время в музее насчитывается более 300 экспонатов и коллекция постоянно пополняется. Важно отметить, что посетители не только могут увидеть столь необычную коллекцию, но и услышать звучание наиболее интересных из них, а также узнать историю их происхождения и приобретения для музея. Все это посетители узнают благодаря подвижнической деятельности уже весьма преклонного возраста сына основателя музея – Владислава Евгеньевича Пушкина, который в силу своих возможностей и умения продолжает играть на различных инструментах, демонстрируя их оригинальное звучание, а также благодаря хранителю музея, дочери В.Е. Пушкина – Людмилы Владиславовны Кравченко, увлеченно рассказывающей о музее и его экспонатах.  Но это только одна, приятная часть правды о музее. Другая, менее приятная, а точнее – грустная заключается в том, что вся эта уникальная коллекция находится в абсолютно неподобающем для такого сокровища единственном небольшом помещении. Редкие и очень ценные экспонаты буквально штабелями сложены друг на друга на установленных вдоль стен стеллажах, словно обычные предметы на складе готовой продукции. Разумеется, ни о каком серьезном, тем более, конкретном знакомстве с экспонатами музея не может быть и речи… Здесь же оставшаяся свободной середина помещения плотно заставлена тремя десятками простеньких стульев, что собственно и является «концертным залом» для прослушивания. Увиденного было вполне достаточно, чтобы после уточняющих вопросов сделать вывод о безразличии городских чиновников к реальному состоянию и судьбе этого единственного в своем роде музея. Воистину сказано – что имеем, не храним… Надежды на тех, кто по долгу службы должен был бы уже давно перестать не с лучшей стороны представлять свой город, практически нет. Так что хотелось бы обратиться к своим волгоградским коллегам-философам с просьбой взять шефство над замечательным островком культуры и для начала хотя бы рассказать подробнее о нем философской общественности страны на страницах «Вестника РФО». А если учесть, что в этом регионе давно и очень хорошо зарекомендовало себя Волгоградское областное отделение РФО, насчитывающее 120 чел. (председатель – д.ф.н., проф. О.И. Згибнева),  а также  под руководством д.ф.н., проф. В.М. Чижовой активно работает Волгоградская первичная организация РФО в составе 17 человек, то их усилия (при необходимости и при поддержке Президиума РФО), могут оказаться заметными и плодотворными.

  1. Астрахань – об этом славном городе, с окрестностями которого связано мое рождение, воздержусь от суждений, дабы не нарушить святую заповедь – о своем родном или только хорошее, или ничего….
  2. Чебоксары – более чем благоприятное впечатление осталось от этого города. Уже на подходе к городу с борта корабля хорошо видно, что здесь любят свой город: заботливо выложенные набережные, перемежаемые ухоженными пляжами, достойно и со вкусом оформленные здания, без излишеств и устремленности в небеса. Аккуратно уложенная плитка и хороший асфальт, а там, где не хватило средств на новое покрытие – аккуратно положены «заплатки» да так, что во всем городе нет ни единой выбоины, тем более, ямы.  Под стать чистому, ухоженному городу и населяющие его люди: веселые, доброжелательные, открытые, гостеприимные. Это единственный город на Волге, где прибывающих туристов уже на пристани встречают песнями под гармошку в национальных костюмах творческие коллективы. Причем песни поют на чувашском и русском языках. Приятное впечатление оставляют и гиды, которые также в национальных костюмах начинают и заканчивают свои экскурсии с приветствий на чувашском языке, много и явно с любовью к своей республике рассказывают об истории, культуре и быте чувашского и других народов, населяющих этот край.

Ярославль – последний областной центр на обратном пути в Москву. С борта теплохода оставляет приятное впечатление своей ухоженной набережной и внушительным храмом, который был разрушен в годы советской власти, а затем восстановлен к тысячелетию Ярославля, отмечавшемуся в 2010 г. Познакомиться с архитектурой и составить общее визуальное представление о современном положении дел в городе (что обычно дает обзорная автобусная экскурсия) по счастливой случайности, не удалось. Счастливой случайностью стало то, что гидом в нашу группу определили д.ф.н., проф. Томашева В.В., который настолько интересно и увлекательно провел экскурсию по исторической части города, что три часа всей группе показались одним захватывающим мгновением. Приятно было не только то, что наш коллега-философ все время держал разноплановый коллектив в творческом напряжении, но и то, что по окончании экскурсии многие лично благодарили его за содержательное общение и говорили о своем желании вернуться в этот город, чтобы познакомиться с ним поближе. А у меня возникло желание провести в этом городе выездное заседание редколлегии «Вестника РФО» (а то и Президиума Российского философского общества), благо, не далеко ехать, да и областное отделение РФО во главе с д.ф.н., проф. А.К. Кудриным давно и достойно представлено в философском сообществе.


Вернуться назад