ИНТЕЛРОС > №3, 2013 > Культ «избранного ученого»

Пивоваров Д.В.
Культ «избранного ученого»


11 ноября 2013

В науке время от времени утверждаются и свергаются персоны-авторитеты, ссылка на труды которых обязательна и соизмерима с почитанием священных книг (например, культы Аристотеля, Ньютона, Ломоносова, Эйнштейна и пр.). Если, согласно христианству, всякий человек есть специфическое единство добра и зла, то в научном гении ― как истинном экземпляре человеческой природы ― доброе и злое сконцентрированы в максимальной степени. Наука наследует ангельски-демоническую сущность магического колдовства. В научном гении, как в шамане, чудесным образом дополняют друг друга доброе и злое, высокое и низкое, душевно-здоровое и психопатическое. Взобравшись на верхушку социальной пирамиды, научный гений закрепляется на ней при условии постоянного заимствования продуктивных сил у людей, находящихся ниже (Г. Лебон). По-видимому, культ «ученого-корифея» в меру полезен и в меру вреден для науки. В отношении «культа ученого», по-моему, справедливо остроумное замечание М. Хайдеггера: «Кто глубоко мыслит, тот и глубоко заблуждается», поскольку рано или поздно обнаруживают неточность или даже ложность теоретического основания всякого «гениального учения».   

 «Совместность гения и злодейства» (доброго и злобного гения) в такого рода образцовых ученых наглядно демонстрируется И. Гёте в образе Фауста, сумрачного германского гения. Фауст заключает договор с дьяволом при условии, что Мефистофель будет ему служить, пока Фауст не успокоится, довольствуясь достигнутым и не попросит «остановить мгновение». Фауст – титан, бунтарь. Он посягает на традиционные нормы, попирает права других людей и является первопричиной множества смертей (Маргариты, их общего ребенка, ее матери, брата). По сути, научный гений, ради экспериментов подвергающий изощренной пытке свои объекты, соответствует лозунгу Мефистофеля: «Я вечно хочу зла и вечно творю благо».

 Обожествление сциентами «избранного ученого» всегда происходит путем замалчивания каких-нибудь его негативных или обыкновенных черт и приписывания супер-ученому исключительно благородных и даже сверхчеловеческих качеств. Асциент, напротив, обнаруживает в том или ином идоле сциентов только самое низменное и преступное и с негодованием осуждает атрибуты, реально присущие «корифею», – гомофобию, зависть, лесть, карьеризм, ориентацию на методы обмана и плагиата, умение недостойными средствами устранять критиков и конкурентов.

Культ сэра Исаака Ньютона ― красноречивый пример односторонних оценок сциентами и асциентами культа «избранного ученого». Прошу читателя мысленно соотнести их оценки с высказанной выше гипотезой о научном гении как наглядном репрезентанте дуализма добра и зла в магии и науке; вне такого дуализма, по-моему, не бывает великих научных гениев.

Культ Ньютона повсеместен, но наиболее он характерен для Англии, где сциенты наделяют кембриджского гения всеми мыслимыми добродетелями. В надписи на его памятнике в Тринити-колледже есть такие слова: «Прилежный, мудрый и верный истолкователь природы, древности и Священного Писания, он утверждал своей философией величие Всемогущего Бога, а нравом выражал евангельскую простоту. Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого». К.Р. Докинз предложил праздновать 25 декабря вместо Рождества Христова рождение Исаака Ньютона.

А вот асциентами о личности Ньютона сегодня широко распространяется (особенно в Интернете) информация прямо противоположного свойства. Говорится, что когда Ньютон профессионально занялся наукой, то заболел прогрессирующим психозом. Стал ненавидеть людей, особенно, женщин. Совершенно не переносил критики в свой адрес. При намеке на возражение впадал в ярость. Распространял свою постоянную раздражительность на коллег. У него не было близких друзей. Впрочем, есть сведения, что к старости у Ньютона появились прежде не свойственные ему черты – добродушие, снисходительность, общительность.

Историки науки утверждают, что Ньютон демонстративно придерживался арианской ереси, не признавал Троицы, хотя и состоял в колледже Святой Троицы в Кембридже. Стал членом, а позже мастером масонской ложи. Увлекался древней языческой религией богини Весты и розенкрейцерской алхимией, что не приветствовалось христианской церковью. Пишут, что Ньютон не был справедливым и честным человеком, легко шел на подлог и фальсификацию. Он выдал расчеты Омара Хайяма по физике, астрономии и математике за свои собственные. У этого же арабского ученого и поэта Ньютон позаимствовал способ улучшения телескопа, отчего плагиатор тотчас же стал знаменитым. Отмечают и то, что его лекции были весьма скучны, и студенты их мало посещали. Доказано (в частности академиками С.И. Вавиловым и В.И. Арнольдом), что Ньютон присвоил себе первенство в открытии закона всемирного тяготения и в изобретении дифференциального и интегрального исчисления. Однако есть свидетельства, что закон всемирного тяготения был открыт Робертом Гуком, а дифференциальное и интегральное исчисление изобрел Г. Лейбниц.

Каким же все-таки был Исаак Ньютон на самом деле? Полагаю, в этом подлинно научном гении парадоксально сочеталось все то, на чем настаиваются как сциенты, так и асциенты. Но вовсе не обязательно примыкать к сторонникам и противникам его культа. В отличие от советской философии как «служанки науки», нынешняя отечественная философия была бы более полезной в качестве диалектической критики науки. Что же касается ожесточенного спора по обсуждаемому вопросу между отечественными радикальными сциентами и асциентами, ни на йоту не уступающими друг другу, то их право на свободу убеждений гарантировано известным юридическим законом Российской Федерации о свободе совести и вероисповедований.

 

Литература

  1. Арнольд В.И. Гюйгенс и Барроу, Ньютон и Гук. М., 1989.
  2. Вавилов С.И. Исаак Ньютон. М., 1961.
  3. Денисов В.Ф. Сциентизм в метафизике. Омск, 2011.
  4. Пивоваров Д.В. Сциентизм и асциентизм, сциент и асциент // Современный философский словарь Лондон: «ПАНПРИНТ», 1998. С. 894-897.
  5. Хорган Дж. Конец науки. СПб, 2001.

 

Пивоваров Д.В., д.ф.н., проф. (Екатеринбург)


Вернуться назад