ИНТЕЛРОС > №3, 2013 > Теория культуры: разнообразие подходов и возможности их интеграции

Султанова М.А.
Теория культуры: разнообразие подходов и возможности их интеграции


11 ноября 2013

Под ред. д.ф.н., проф. Резника Ю.М. –
М.: Научно-политическая книга, 2012. – 479 с. 

Книга сразу привлекает внимание читателя и самой тематикой исследования,  и составленным редактором  авторским коллективом – это известные отечественные ученые, давно и плодотворно работающие в области философии культуры, теории культуры, культурологии: это и профессор Э.А. Орлова, П.Г. Гречко, сам редактор и автор глав профессор Ю.М. Резник и другие. Следует отметить, что несмотря на разные подходы в исследовании феномена культуры, авторов монографии объединяют единые идейно-теоретические и методологические основы социокультурного подхода, важного для интеграции наук о культуре.

Существующее многообразие определений культуры отражает и многоликость феномена, и разнообразие творческих исследовательских подходов к проблеме. Культура может рассматриваться с исторической, социологической, философской точек зрения, и как поиск смыслов человеческого бытия, и как социальный и антропологический феномен.

Монография состоит из двух разделов. В первом разделе монографии авторы представляют свои концепции культуры: метасистемную, синергетическую, коммуникативную, феноменологическую, смыслогенетическую, дискурсивную. Во втором разделе представлены варианты методологии социокультурного анализа. Авторы предлагают собственные подходы к изучению социокультурной реальности.

Во вступительной статье проф. Резник Ю.М. выделяет следующие основные типы подходов к изучению культуры: философский, антропологический, социологический и интегративный. Как известно, философия делает упор на постижение всеобщих (родовых) начал культуры; антропология изучает индивидуальное и индивидное в культуре с точки зрения всеобщего развития человечества (культурные черты и универсалии); социология обращает основное внимание на проявление особенного в культуре с учетом ее единичного/ индивидуального и всеобщего развития (культурные нормы и ценности). Интегративный же – метасистемный подход к изучению культуры позволяет объединить всеобщее, особенное и индивидуальное в рамках единой комплексной теории – теории культуры.

Системно-интегративный подход основывается на следующих положениях: познание культуры невозможно вне контекста ее связей с обществом и другими формами социальной жизни людей; культура производна от социальности, но не сводится к ней; культура есть феномен человеческой деятельности, она есть универсальное содержание и базис деятельности; культура есть особый феномен социальной жизни, возникающий в ходе взаимодействия людей.

Для построения системной (интегративной) теории культуры автор заключительной главы Ю.М. Резник предлагает определить сам статус теории культуры. С этой целью он обращается к идеям классика социальной антропологии Б. Малиновского, перед которым в начале ХХ века, как и сегодня, спустя столетие, стоял вопрос о формировании научной теории культуры. Формирование же научной теории культуры прежде всего требовало и тогда,  требует и сегодня  определения собственного предмета культуры. Для многих отечественных культурологов системообразующим фактором культуры является субъектность – личность как субъект культурно-исторического процесса – «вот, по их мнению, подлинный предмет культурологии как философской и научной дисциплины», заключает автор, хотя не ясно, разделяет ли он такое представление о предмете культуры (с. 470).

Новые версии теории культуры «привнесут свой вклад в системные представления о культуре» (с. 10). Поддерживая такую точку зрения редактора, хотелось бы добавить следующее: в ситуации относительной неразработанности теоретических основ наук о культуре и возрастающей потребности в методологии комплексного изучения культуры, выход в свет данной теоретически и концептуально насыщенной монографии, на наш взгляд, действительно, играет важную роль в рамках  развития системных теоретических знаний о культуре.

 

Султанова М.А.,  к.ф.н., ИФ РАН (Москва) 


Вернуться назад