ИНТЕЛРОС > №1, 2011 > Магистерская подготовка в структуре философского образования Диев В.С., Кротов А.А.
|
(Заседание президиума Учебно-методического совета) 4 февраля 2011 г. на философском факультете МГУ под председательством члена-корреспондента РАН В.В. Миронова состоялось очередное заседание президиума Учебно-методического совета по философии и религиоведению УМО по классическому университетскому образованию. На заседании состоялось обсуждение доклада члена президиума УМС, декана философского факультета Новосибирского государственного университета, профессора В.С. Диева «Магистерская подготовка в структуре философского образования». В докладе магистерская подготовка была рассмотрена в историческом ключе. В средневековом университете существовали следующие степени: бакалавр, лиценциат и магистр. Лиценциатoм назывался бакалавр, которому разрешено чтение лекций, хотя у него и нет учёной степени. В России звание «магистр» введено указом Александра I от 24 января 1803 года «Об устройстве училищ». Тогда же были введено звание доктор, а позднее кандидат. Магистр занимал промежуточное положение между кандидатом (лицо, закончившее университет с отличием) и доктором. На рубеже XIX и XX веков ситуация в Европе, связанная с магистерской подготовкой, описывалась Энциклопедическим словарем Брокгауза и Ефрона следующим образом: «В настоящее время ученая степень Магистра, низшая сравнительно с докторской, сохранилась в Англии и России. У нас степень Магистра различных наук существует на всех факультетах, кроме медицинского. Степень М. получает лицо, которое по окончании университетского курса выдержит особое устное испытание в известной отрасли наук и публично защитит одобренную факультетом диссертацию. В особо уважительных случаях факультет может допустить к испытанию на степень М. и лицо, представившее докторский диплом иностранного университета. Лицо, выдержавшее магистерский экзамен, но не защитившее еще диссертации, называется магистрантом. При особенно выдающихся достоинствах магистерской диссертации факультет может ходатайствовать о возведении магистранта прямо в степень Сегодня статус магистратуры в Российской высшей школе определяется рядом нормативных актов. Прежде всего, Федеральным законом от 24.10.2007 № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)». Согласно закону, вместо существовавших ранее ступеней высшего профессионального образования вводятся соответствующие уровни. Приказом Минобрнауки России № 62 от 22 марта 2006 г. установлено, что образовательные программы высшего профессионального образования специализированной подготовки магистра могут осваиваться лицами, имеющими высшее профессиональное образование, независимо от направления подготовки (специальности). Современную ситуацию с подготовкой магистров по философии в нашей стране профессор В.С. Диев рассмотрел на примере Новосибирского государственного университета. В НГУ подготовка магистров по философии ведется с 1993 г. Миссия философского факультета НГУ заключается в продолжении и развитии традиций философского мышления, установления высоких стандартов философствования. За время работы факультета подготовлено более двухсот магистров философии, при этом каждый седьмой выпускник факультета защитил кандидатскую диссертацию, а двое – докторские. 25% научных сотрудников Института философии и права СО РАН являются выпускниками философского факультета НГУ, из них 1 доктор и 10 кандидатов наук. Отличительной особенностью философского факультета НГУ является тот факт, что в магистратуре обучаются лица, уже имеющие высшее образование в конкретных областях знаний – математики, физики, химии, биологии, экономики, социологии, истории филологии, и др. Для подготовки качественного набора на философском факультете организованы подготовительные курсы. На этих курсах преподаватели факультета читают лекции и ведут практические занятия по основным направлениям современной философии. Базовая часть профессионального цикла магистерских программ включает следующие дисциплины: Логика – 136 ч., Теория познания – 64 ч., Социальная философия – 136 ч., Философия античности и средневековья – 108 ч., Философия нового времени – 96 ч., Современная философия – 108 ч., Русская философия – 72 ч., Этика – 72 ч., Философия науки – 136 ч., Философская антропология – 36 ч., всего 964 ч. аудиторной нагрузки (т.е. примерно 30 зачетных единиц). Дисциплинами специализации наполняется профиль магистерских программ. Например, профиль «Философия науки» включает следующие дисциплины специализации: Методология науки – 68 ч., Современные концепции естествознания – 64 ч., Аналитическая философия – 64 ч., История философии дедуктивных наук – 36 ч., Философия Д. Юма – 36 ч., Проблемы объяснения – 36 ч., Философские вопросы научных представлений о пространстве и времени – 36 ч., Эпистемология и философские науки – 36 ч., Философия языка – 36 ч., Философия сознания – 36 ч., Социология науки и научного знания – 36 ч., всего 412 ч. аудиторной нагрузки (23 зачетныe единицы). Подготовка магистров на философском факультете Новосибирского государственного университета ведется по пяти профилям: История философии, Философия науки, Онтология и теория познания, Социальная философия, Философия управления. В связи с тематикой основного доклада на заседании УМС разбирались перспективы магистерской подготовки в вузах страны. Декан философского факультета Уральского государственного университета профессор А.В.Перцев выступил с предложением развивать в классических университетах прикладную магистерскую подготовку (корпоративная этика, социальное управление, управление коммуникациями и др.). Выпускники прикладных магистерских программ могли бы содействовать технической модернизации страны. В рамках работы Учебно-методического совета по философии и религиоведению целесообразно создать банк данных по прикладным программам, которые могли бы быть предложены выпускникам бакалавриата в области естественных и технических наук. Профессор А.В. Перцев также внес предложение осуществлять в рамках работы УМС систематический сбор и обработку информации о публикациях в философских журналах страны. Кроме того, он высказал идею создания постоянной рубрики обзоров статей в философских журналах. Еще одно прозвучавшее предложение касалось взаимообмена между философскими факультетами приглашенными для чтения лекций специалистами. В связи с данным предложением академик В.С. Степин напомнил об интересной форме подготовки философов. В пятидесятые годы выпускников философского факультета Минского университета, тех, кто решил посвятить себя философии науки, направляли на стажировку на физический факультет. Подобные стажировки были бы полезны и в современных условиях. Проректор Российского университета дружбы народов профессор Н.С. Кирабаев выступил с кратким сообщением о международном индексе цитирования, внес определенные предложения по работе философских журналов, связанные с учетом специфики Российского индекса научного цитирования. На заседании президиума обсуждались также вопросы учебно-методического обеспечения образовательного процесса в связи с переходом на обучение по стандартам нового поколения.
Диев В.С., д.ф.н., проф., декан философского факультета Новосибирского госуниверситета, вице-президент РФО (Новосибирск) Кротов А.А., зам. председателя УМС по философии и религиоведению (Москва) Вернуться назад |