ИНТЕЛРОС > №1, 2011 > Проблема интеграции спорта и искусства

Столяров В.И.
Проблема интеграции спорта и искусства


23 октября 2011

Цель данной статьи – привлечь внимание философов к важной теоретической и практической проблеме интеграции спорта с искусством и дать краткую характеристику основных подходов к ее решению.

Идея «наведения мостов» между спортом и искусством, их объединения, интеграции, синтеза – не нова. Она зародилась еще в Древней Греции. Достаточно сослаться, например, на следующее высказывание Платона: «Поскольку есть два таких элемента в человеке, то хотелось бы сказать, что бог дал людям две способности: музыку и гимнастику, для темперамента и для приверженности к мудрости... чтобы они гармонировали друг с другом, и необходимо каждый из них подтягивать и отпускать, пока они не будут звучать в согласии друг с другом, как и требуется». В последующие годы идея интеграции спорта и искусства высказывалась и поддерживалась многими учеными и общественными деятелями. Глубоким приверженцем этой идеи был основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен. В своих работах он неоднократно указывал на не­обходимость укрепления связи спорта с искусством, подчеркивал, что «искусство должно соседствовать со спортом», «должно быть связано с практикой спорта», что «спорт надо рассматривать как источник и как повод для искусства».

Проблема интеграции спорта с искусством активно обсуждается и в настоящее время [1, 2, 4]. Можно выделить ряд основных подходов к решению данной проблемы.

1. Нередко основное направление интеграции спорта и искусства усматривается в преобразовании спорта в определенную разновидность искусства, т.е. фактическое их слияние, совпадение, отождествление. Такой подход вызывает серьезную критику, так как не учитывает принципиального различия этих элементов культуры [см.: 1, 2].

2. Среди многообразных попыток интеграции спорта и искусства важное место занимают акции, имеющие целью не полное их отождествление, а лишь некоторое «сглаживание» различия между ними, сближение спорта с искусством на основе развития эстетического и духовно-нравственного потенциала спорта. Возникают все новые виды спорта, имеющие ярко выраженную эстетическую значимость – например, фигурное (синхронное) плавание, прыжки на батуте, фристайл, спортивные танцы и др., а традиционные художественные виды спорта – фигурное катание, художественная гимнастика, прыжки в воду, прыжки на лыжах с трамплина и т.д. получают все более широкое развитие во всем мире. Характерно растущее стремление многих футбольных, баскетбольных, хоккейных команд мира показывать не только высокие спортивные результаты, но и вызывать восхищение у публики красотой своих действий. Наряду со стремлением повысить эстетическую значимость спорта ширятся акции, имеющие целью возрождение и дальнейшее развитие его духовно-нравственных ценностей, что также сближает спорт с искусством. К числу таких акций относится поощрение рыцарского поведения спортсменов на основе введения определенных призов и наград (например, призы Международного Комитета «Фэйр Плэй»). В последние годы наблюдается также тенденция определенной «спортизации» искусства – введения в эту сферу культуры элемента соревновательности, составляющей одну из важнейших характеристик спорта. Достаточно сослаться на стремительно расширяющееся число конкурсов в танцах, музыке, кино и др.

3. Попытки интеграции спорта и искусства связаны также с поисками путей их взаимообогащения. Иллюстрацией может служить использование опыта и средств пластических искусств в таких видах спорта, как фигурное катание, художественная и ритмическая гимнастика, фигурное катание и т.д. С другой стороны, наблюдается мощное воздействие спорта не только на моду в одежде, обуви, прическах, танцах и т.д., но и на искусство. Спорт издавна – со времен античности привлекал внимание художников, писателей, поэтов. Со спортом связано появление и развитие таких новых направлений художественной деятельности, как спортивное кино, спортивная фотография, балет на льду и др. В настоящее время регулярно организуются выставки-конкурсы работ художников, скульпторов и т.п. на спортивную тематику, фестивали спортивного кино и т.д. К этому направлению деятельности примыкают и выставки произведений искусства, авторами которых являются спортсмены. Примером могут служить международные бьеннале «Спортсмены – в искусстве» – художественные выставки, на которых собраны работы, выполнен­ные бывшими и действующими спортсменами (первая такая выставка была проведена в Барселоне в 1986 г.).

Стремление к синтезу спорта с искусством проявляется и в таких акциях, как создание «балета на льду», гимнастических эстрадных ансамблей, и т.д. Интересен опыт создания и работы в Германии «театров спорта и движения». Предпринимаются попытки использования музыки на спортивных тренировках и соревнованиях, создания футбольных команд, в составе которых – известные эстрадные певцы и другие лица, связанные с искусством, а также организации встреч спортсменов с деятелями искусства, придания этим встречам регулярного характера и т.д. Идея интеграции спорта и искусства (культуры в целом) лежала и в основе культурно-спортивных комплексов, которые создавались в нашей стране.

4. Еще один подход к обсуждаемой проблеме предусматривает укрепление союза спорта с искусством, их объединение, совместное использование для решения важных социально-культурных задач, так как они способны органично дополнить, взаимно обогатить друг друга в системе социально-педагогического и культурного воздействия на личность и социальные отношения.

Так, издавна предпринимались попытки совместного проведения спортивных соревнований и художественных конкурсов. В связи с этим можно вспомнить, что еще в Древней Греции на Истмийских, Панафинейских, Пифийских, Немийских играх проводились со­стязания не только спортсменов, но также певцов, музыкантов, орато­ров. Эту идею применительно к современным Олимпийским играм пытался реализовать и Пьер де Кубертен. В 1906 г. он предложил включить в программу Олимпийских игр художественные конкурсы («Penthatlon of the Muses») в 5 видах искусства: архитектуре, скульптуре, музыке, живописи и литературе. Такие конкурсы действительно проводились на Играх в период с 1912 по 1948 гг. В 1912 г. в художественных конкурсах приняли участие представители 31 страны. На Играх 1936 г. было проведено 15 художественных конкурсов. С 1952 г. по решению МОК они были заменены культурной программой (художественными кон­цертами, выставками и другими подобными мероприятиями) на Олимпийских иг­рах. В последние годы все шире практикуется проведе­ние фестивалей спорта и искусства, культурно-спортивных праздников и других подобных мероприятий, программа которых наряду с соревнованиями спорт­сменов включает в себя выступления артистов: танцоров, певцов, музы­кантов и др.

5. Принципиально новый подход к решению проблемы интеграции спорта с искусством предложен автором в новом гуманистическом проекте под названием «СПАРТ» (SpArt), которое расшифровывается как аббревиатура из слогов трех английских слов: Spirituality – духовность, «Sport» – спорт и «Art» – искусство [3].

В данном проекте предпринята попытка скоординировать и объединить различные частные, разрозненные программы интеграции спорта с искусством, ориентированные на какие-то ее отдельные, узкие аспекты, в широкую, единую, целостную программу (естественно, при этом осознавалось, что в рамках одной программы практически невозможно охватить все многообразие программ такого рода), т.е. объединить в единое целое, разработать комплексную, целостную программу интеграции спорта с искусством.

Комплексность программы проявляется прежде всего в том, что она имеет целью реализовать оба из указанных и обоснованных выше возможных направлений деятельности по интеграции спорта и искусства. С одной стороны, она предусматривает сближение спорта с искусством, «сглаживание» различий между ними в первую очередь за счет повышения эстетического и духовно-нравственного потенциала спорта, а также включения соревновательного начала в сферу художественного творчества, а с другой стороны, ставит своей целью всемерное укрепление связи, союза спорта и искусства, объединение их в единую целостную «спартианскую» социально-педагогическую и культурную систему.

Комплексность программы состоит и в разнообразии тех задач по интеграции спорта и искусства, на решение которых она нацелена. В программе ставится задача объединить спорт и искусство в процессе образования и воспитания, во время организации досуга различных групп населения, в рамках соревнований, турниров, фестивалей, в работе клубов, в деятельности нового гуманистического движения, содействовать гармоничному сочетанию спорта и искусства в жизни каждого человека, а также постоянному общению спортсменов с теми, кто занимается творчеством в сфере искусства (художниками, музыкантами, актерами и др.), науки, техники, с коллекционерами и другими лицами, близкими к сфере искусства, и т.д.

О комплексном характере спартианской программы свидетельствует и разнообразие предусматриваемых форм, методов и средств интеграции спорта с искусством. Она предусматривает разработку и использование на практике новых моделей организации и проведения соревнований, специальной образовательной программы, духовно-нравственного кодекса по­ведения, специальной системы призов и наград, активизацию просветительской, разъяснительной, пропагандистской работы, развертывание нового социально-культурного гуманистического движения, целый ряд новых акций в рамках олимпийского движения, изменение характера и уровня подготовленности специалистов и т.д. Следовательно, программа ставит своей целью поиск всех возможных (гуманистически ориентированных) направлений интеграции спорта и искусства, использование для этого максимально полного набора форм, средств и методов. Она не отбрасывает, а предполагает использование традиционных форм, методов, средств интеграции спорта и искусства, но основной акцент сделан на поиск и практическое использование новых, нетрадиционных направлений, форм, методов интеграции спорта и искусства.

Важная особенность программы состоит и в том, что интеграция спорта с искусством рассматривается не как самоцель, а как средство (одно из средств) решения важных социальных, социально-культурных и социально-педагогических задач – в первую очередь для преодоления все увеличивающегося разрыва между физическим и духовным развитием человека. Кроме того, она предназначена не для какой-то узкой группы, а для людей разного возраста, пола, разных профессий, разного уровня духовного и физического развития, в том числе для инвалидов.

Проект успешно реализуется в нашей стране с 1991 года [см. 4, 5].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Спорт и искусство: альтернатива – единство – синтез? (Духовность. Спорт. Культура. Вып. 3): Сб. / Сост. и ред. В.И.Столяров. М.: РАО, Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1996. – 180 с.
  2. Спорт, эстетика, искусство (Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 5): Сб. / Сост. и ред. В.В.Кузин, В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. – 266 с.    
  3. Столяров В.И. Проект «СпАрт». М., 1991. – 69 с.
  4. Столяров В.И. Спартианские игры – новая гуманистически ориентированная модель спорта в его интеграции с искусством // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 4: Сб. М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. – С. 54-279.               
  5. Столяров В.И. Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи: пособие для педагогов и организаторов досуга детей и молодежи. М., 2008. – 231 с.

 

Столяров В.И., д.ф.н., проф. (Москва)


Вернуться назад