ИНТЕЛРОС > №1, 2011 > Международный онтологический конгресс

Виктор Гомез Пин
Международный онтологический конгресс


23 октября 2011

www.ontologia.net 

Постоянный международный научный комитет:
A. Aspect (Paris); P. Aubenque (Paris) F.J. Ayala (California); J. Bouveresse (Paris); †E. Chillida (San Sebastián); A. Grünbaum (Pittsburgh); †W. Lamb (Arizona); T. Marco (Madrid); U. Moulines (München); †I.Prigogine (Bruxelles); H. Putnam (Harvard).

Координатор: V. Gómez Pin (Barcelona).

Организаторы: Университет Страны Басков, Автономный университет Барселоны, Фонд «Пайдейя», Чиллида Леку

 

[ФЮЗИС]

ОТ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЧАСТИЦ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ

Почетный председатель: Дэниел Деннет

Сан-Себастьян, 1-6 октября 2012 / Барселона 8-9 октября 2012

О предложенном предмете:

Со времени основания в 1993 году, целью Международного онтологического конгресса было упрочение современных наук и искусства вместе с философами. Большинство конгрессов проводилось под эгидой ЮНЕСКО.

Очевидно, что философия и состояние вещей, касающихся центральных вопросов фундаментальной философии, не могут быть рассмотрены в современной перспективе без помощи «естественной науки нашего времени», говоря словами Гейзенберга. Это объясняет присутствие в Международном научном комитете выдающихся фигур в области онтологических размышлений о природе, того, что в прежние времена было известно как естественная философия. Таким образом, мы можем применять к квантовой механике, генетике или палеонтологии то, что математик Гилберт сказал о канторовой бесконечности, то есть, что размышление над вопросами, проистекающими из этого, «выходя за пределы простого рассмотрения интересов специализированной дисциплины, затрагивают достоинство человеческого духа».

Этот интерес к закладыванию оснований естественной философии можно считать существенным компонентом в проекте Международного онтологического конгресса по приданию нового дыхания великим темам греческой философии через взгляд на них в современной перспективе. Эти проблемы продолжают возникать постоянно, либо из-за появления новых научных данных, либо из-за попыток найти новые философские перспективы. Очевидно, что природа является одной из главных тем. Фюзис, который так сильно занимал Аристотеля, который использовал единый термин по отношению как к тому, что объясняет проявляющееся поведение неодушевленной материи, так и к чертам, характеризующим живые существа. Люди, эти уникальные животные существа, не являются исключением, поскольку обладают природой, как говорит нам Аристотель, которая делает их склонными к познанию. С этой позиции, проблема Фюзиса прямо обращается в центральный вопрос философской антропологии.

Помимо этого историографического подхода, Конгресс затронет аспекты, приблизительно соответствующие последовательности «фюзиса» (в ограниченном смысле, как предмета науки, известной сегодня как физика), «биоса» (возможно, изначального предмета генетики) и «логоса» (предмета антропологии, лингвистики). Мы будем спрашивать себя о переменах, которые современные науки произвели в нашем представлении о Фюзисе и сделаем это с помощью самих ученых, в особенности пытаясь установить состояние дел в отношении четырех главных проблем:

1) Внутренняя связь между современной физикой и попытками (иногда попытками физиков отдельно от философов) обновления естественной философии. Мы будем подчеркивать огромный философский интерес к квантовой механике, и особенно к ее онтологическому измерению. Мы постараемся сделать очевидным то, что некоторые положения этой науки противоречат здравому смыслу, потому что они бросают вызов нашим представлениям о механизмах, управляющий элементарной природой и, в свою очередь, переворачивают общую концепцию природы, которая у нас сложилась.

2) Внутренняя связь между современной генетикой и усилиями (которые ученые предпринимают также самостоятельно, без философов) по разработке философской антропологии в соответствии с требованиями нашего времени. Хотя они и основаны на генетическом анализе, эти размышления неизбежно сосредоточены на находках палеонтологии (которая сейчас фактически зависит от генетики), касающихся происхождения человека. И нельзя отрицать, что лингвистика также играет ключевую роль, будучи иногда связанной с генетикой, что стало ясным несколько лет назад, когда воявился интерес к открытию возможной связи появления языка со специфической мутацией гена foxp2 (сокращение от forkheadbox p2).

3) Неизбежным аспектом является техника, а особенно нанотехнологии, которые связаны с нанонаукой, но не сводятся к ней. Онтологический вопрос и естественная философия в целом очевидно затронуты возможностью – теперь реальной – создавать новые материалы (наноматериалы), несуществующие в природе, действующие на ранее существовавшие материалы по нанометрической шкале и трансформирующие их. Сложные технические приборы и симуляции в трех измерениях (виртуальная реальность) атомов и молекул, которые делают возможным трансформацию атомной структуры, затрагивающую электроны, обнаруживают огромную важность, когда речь идет о том, действительно ли общая физика и построенное на ней мировоззрение обладают универсально применимыми и постоянными свойствами. На самом деле, антропологическая значимость проблем техники (греческое «техне», которое можно перевести и как «искусство») приобретает огромные размеры в момент, когда альянс технологии и генетики сделал для живых существ возможным оказание решающего влияния на определяющие их черты. Эта перспектива имеет глубокие этические коннотации и многих беспокоит, хотя позитивная роль техники уже признана, например, достижения медицины, ставшие возможными благодаря виртуальному моделированию.

 4) Философия – дисциплина, которая никогда не сможет получить абстрактное представление о своем собственном становлении. Поэтому конгресс ожидает большого числа сообщений и презентаций историографического и филологического характера. Особенно приветствуются выступления, посвященные использованию термина Фюзис в греческих текстах, и особое внимание будет уделено также работам по эволюции концепций природы (в широком смысле), по причине как научных открытий, так и новых идеологических или религиозных установок.

Прецеденты предложенного предмета на предыдущих заседаниях Международного онтологического конгресса:

Из девяти предыдущих заседаний Конгресса, четыре были частично посвящены предмету текущего заседания:

С одной стороны, третий и четвертый Конгрессы, озаглавленные «Фюзис от греческой мысли до квантовой механики» и «Meta tà Physika: дань Джону Беллу». Оба они проходили под эгидой ЮНЕСКО и в них принимали участие центральные фигуры философии и физики, включая француза Алэна Аспекта и американского лауреата нобелевской премии Уиллиса Лэма (оба являются членами Постоянного научного комитета).

С другой стороны, 5-й Международный онтологический конгресс, проведенный под эгидой ЮНЕСКО и под почетным председательством генетика Франсиско Аяла, был озаглавлен «Генетическая гомология и человеческая уникальность». В нем участвовали выдающиеся философы и биологи, среди которых можно упомянуть нобелевского лауреата Кристиана де Дюва. Сфера размышлений была расширена на шестом конгрессе, когда язык открыто рассматривался в качестве центральной проблемы. Последний был также организован при поддержке ЮНЕСКО, под почетным председательством Хилари Путнэм и в присутствии таких исследователей происхождения языка как Стивен Пинкер.

 

Виктор Гомез Пин, доктор философии, проф. Автономного университета Барселоны, исп. координатор Международного онтологического конгресса (Испания) 

Вернуться назад