ИНТЕЛРОС > №1, 2011 > Микешина Л.А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки

Баксанский О.Е.
Микешина Л.А. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки


23 октября 2011

Москва: РОССПЭН, 2010

Вышла в свет очередная работа Л.А. Микешиной, посвященная анализу чрезвычайно актуальной современной когнитивной исследовательской области.

Монография содержит результаты многолетних исследований проблемы диалога и синтеза различных познавательных практик в социальных и гуманитарных науках. Все анализируемые темы рассматриваются в социально-эпистемологическом ключе с обращением к истории науки, истории философии, в том числе русской, и к истории равзития социальнойь эпистемологии.

В работе используются эффективные познавательные приемы:

-      case-studies для исследования возникновения новых областей знания как следствия диалога специальных форм познания и философии,

-      экстраполяция как форма оптимизации и конструктивизации знанаия и когнитивной деятельности,

-      представленные по-новому гипостазирование и реификация – не только как «логические ошибки», но и как базовые операции образования универсальных понятий в науках о культуре и обществе.

Исследование проведено с опорой на идеи Канта, Гуссерля, Хайдеггера, Брентано, Твардовского, Маркса, Лукача, Бурдье, Хайека, социологов-феномелогов, а также на работы историков, филологов, экономистов, социологов.

С позиции истории эпистемологии и философии науки рассмотрены труды Шпета, Флоренского, Булгакова, Франка, Бахтина, Штофа.

Исторический подход, ориентированный не на регулярное исследование истории научного познания, но на значимые и одновременно недостаточно изученные ее моменты – метод case study – оказывается методологически продуктивным и дает возможность проследить определенные тенденции в конкретных областях эпистемологии и философии науки.

Обращение к идеям и принципам когнитивного подхода в эпистемологическом и философско-научном исследовании привело к плодотворным результатам. Использования, как исходного и базового, понятия когниции, объединяющего различные составляющие знания, познавательной деятельности и ее результата, дало возможность рассмотреть не абстрактную познавательную функцию, но целостную когнитивную структуру субъекта, включающую взаимодействие систем восприятия, репрезентирования, интерпретации, продуцирования информации, ценностных составляющих и других компонентов. Опора на понятие когниция реализуется в концепции и методологии когнитивных практик как единства практического и теоретического разума.

Рассмотрение многообразных когнитивных практик, в частности и в форме case studies, дало возможность обратить внимание на особую роль давно известных познавательных приемов и методов:

-      экстраполяция (распространение выводов, сделанных по результатам одной части исследования, на другие части),

-      гипостазирование (опредмечивание абстрактных сущностей) и

-      реификации (овеществление идей и понятий),

а также заново осмыслить их эпистемологическую природу и функцию в философии науки.

Обращение и истории философии науки в России (Г.Г. Шпет, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, М.М. Бахтин, В.А. Штоф) показывает, что разработанные ими философско-методологические и эпистемологические принципы представляют серьезные, но несправедливо неоцененные, незамеченные и непонятые результаты в методологии гуманитарного и социального знания, в логике исторической науки, проблеме социального детерминизма, онтологии субъекта и объекта, в сочетании религиозного (экзистенциального) и рационального познания и т.п.

Резюмировать основную идею данной монографии лучше всего словами самой Л.А. Микешиной: «Двадцатый век дал много новых когнитивных практик с различными сценариями, ситуационными моделями и фреймами. Соответственно потребовалось введение новых – неклассических – гносеологических понятий, тем более при обращении к специализированному научному социальному и гуманитарному познанию. Изучение знания в социокультурном контексте, в истории и диалоге когнитивных форм позволяет понять, что восприятие действительности и представление знания есть «факт культуры»; что человек сам «создает» воспринимаемый им мир через сменяемые эталоны репрезентаций; что природная и социальная реальность конструируются в научных концепциях и постоянно  критически переосмысливается».

 

Баксанский О.Е., д.ф.н., проф. (Москва)


Вернуться назад