ИНТЕЛРОС > №1, 2011 > Кембриджская история средневековой философии Душин О.Э.
|
Cambridge University Press, 2010 Двухтомное исследование «Кембриджская история средневековой философии», изданное под редакцией профессора Роберта Паснау, представляет собой новое слово в развитии современной философской медиевистики. Эта объемная и блестяще выполненная с точки зрения типографского качества и оформления книга является образцом для реализации новейших международных стратегий в области гуманитарных наук и истории философии. Данная коллективная монография в подлинном смысле интернациональное детище ученых, представляющих научные школы и университеты различных стран мира – от Канады и США до Финляндии и Греции. Конечно же, эта работа ассоциируется с другими классическими изданиями Кембриджского университета по истории средневековой философии, которые выходили в восьмидесятые годы прошлого столетия. Некоторые исследователи, принимавшие участие в тех прошлых проектах, написали статьи и для этой новой книги (среди них – профессор университета Сент-Луиса Элеонора Стамп, профессор Хельсинского университета Симо Кнууттила). Необходимо отметить, что авторами данной монографии стали и такие известные современные ученые, как Джон Маренбон из Кембриджского университета, Джон Виппель из Американского Католического университета, Рега Вуд из Стэндфордского университета и другие. В целом в издании принимали участие 59 ученых. Все они были объединены общей задачей – создать целостное и в тоже время подробное представление об основных проблемах и понятиях средневековой мысли и культуры. Двухтомная монография включает в себя 9 общих разделов, которые посвящены самым разным вопросам – от логики и языка до политической философии и теологии. Исторически она охватывает период от падения Римской империи до XIV- XV вв. Этот подход отражает общее изменение отношения к средневековому философскому наследию, которое состоялось во второй половине двадцатого столетия в результате реализации новых исследовательских программ в области истории философии. Исследователи увидели в средневековой мысли совершенно иное значение, они открыли богатые по своему содержанию и смыслу философские дискуссии и тонкие по замыслу трактаты. В этом контексте данная работа продолжает и развивает сложившуюся традицию. Если в прошлом область изучения средневековой мысли задавалась сугубо теологическими задачами и ограничивалась лишь несколькими главными фигурами и основными известными <Суммами> и <Комментариями>, то сфера интересов современной философской медиевистики просто не поддается описанию. И все же во вступительной статье Р. Паснау сетует на то, что <эти границы не раздвинулись очень далеко>. Кроме того, новая <Кембриджская история средневековой философии> содержит множество интересных дополнений и приложений – это и списки оригинальных греческих текстов, переведенных на латинский, арабский и еврейский языки, биографии средневековых ученых, подробную библиографию новейших изданий средневековых трактатов, а также современной исследовательской литературы. Все это, с одной стороны, демонстрирует высокую культуру развития гуманитарных наук, с другой стороны, позволяет легко и просто находить необходимую информацию, включаться в суть дела, понимать соответствующее состояние изучения проблемы. Примечательной особенностью данного нового издания, как и предшествующей книги 1982 г., остается принцип представления материала. Каждая статья будь-то по этике, по логике, либо по другим разделам содержит своеобразный обзор развития той или иной проблемы, понятия, идеи, что позволяет увидеть внутреннюю динамику и соответствующие трансформации средневековой философской мысли. Подобная экспликация раскрывает специфику позиций средневековых ученых, но в то же время сохраняет и общую перспективу видения. Любая статья такого рода представляет интерес и для умудренных специалистов, так как создает удобную возможность расширить свои познания и с чем-то поспорить, и для начинающих исследований, формируя четкий образ средневекового способа философствования. Материалы, представленные в этой фундаментальной монографии, могут быть использованы для подготовки и проработки различных учебных курсов по истории философии, логике, этике, политологии, культурологии и т.д. Они очень удобно выстроены. Безусловно, что данная работа привлечет внимание самого широкого круга специалистов и не только гуманитарного профиля, но в силу ее разнообразия станет интересной для всех ученых, особенно для тех, кто еще не распрощался с представлением о Средневековье как «темном» времени.
Душин О.Э., д.ф.н., проф. филос. факультета Санкт-Петербургского госуниверситета (Санкт-Петербург) Вернуться назад |