ИНТЕЛРОС > №1, 2011 > Кембриджская история средневековой философии

Душин О.Э.
Кембриджская история средневековой философии


23 октября 2011

Cambridge University Press, 2010

Двухтомное исследование «Кембриджская история средневековой философии», изданное под редакцией профессора Роберта Паснау, представляет собой новое слово в развитии современной философской медиевистики. Эта объемная и блестяще выполненная с точки зрения типографского качества и оформления книга является образцом для реализации новейших международных стратегий в области гуманитарных наук и истории философии. Данная коллективная монография в подлинном смысле интернациональное детище ученых, представляющих научные школы и университеты различных стран мира – от Канады и США до Финляндии и Греции. Конечно же, эта работа ассоциируется с другими классическими изданиями Кембриджского университета по истории средневековой философии, которые выходили в восьмидесятые годы прошлого столетия. Некоторые исследователи, принимавшие участие в тех прошлых проектах, написали статьи и для этой новой книги (среди них – профессор университета Сент-Луиса Элеонора Стамп, профессор Хельсинского университета Симо Кнууттила). Необходимо отметить, что авторами данной монографии стали и такие известные современные ученые, как Джон Маренбон из Кембриджского университета, Джон Виппель из Американского Католического университета, Рега Вуд из Стэндфордского университета и другие. В целом в издании принимали участие 59 ученых. Все они были объединены общей задачей – создать целостное и в тоже время подробное представление об основных проблемах и понятиях средневековой мысли и культуры. Двухтомная монография включает в себя 9 общих разделов, которые посвящены самым разным вопросам – от логики и языка до политической философии и теологии. Исторически она охватывает период от падения Римской империи до XIV- XV вв. Этот подход отражает общее изменение отношения к средневековому философскому наследию, которое состоялось во второй половине двадцатого столетия в результате реализации новых исследовательских программ в области истории философии. Исследователи увидели в средневековой мысли совершенно иное значение, они открыли богатые по своему содержанию и смыслу философские дискуссии и тонкие по замыслу трактаты. В этом контексте данная работа продолжает и развивает сложившуюся традицию. Если в прошлом область изучения средневековой мысли задавалась сугубо теологическими задачами и ограничивалась лишь несколькими главными фигурами и основными известными <Суммами> и <Комментариями>, то сфера интересов современной философской медиевистики просто не поддается описанию. И все же во вступительной статье Р. Паснау сетует на то, что <эти границы не раздвинулись очень далеко>. Кроме того, новая <Кембриджская история средневековой философии> содержит множество интересных дополнений и приложений – это и списки оригинальных греческих текстов, переведенных на латинский, арабский и еврейский языки, биографии средневековых ученых, подробную библиографию новейших изданий средневековых трактатов, а также современной исследовательской литературы. Все это, с одной стороны, демонстрирует высокую культуру развития гуманитарных наук, с другой стороны, позволяет легко и просто находить необходимую информацию, включаться в суть дела, понимать соответствующее состояние изучения проблемы. Примечательной особенностью данного нового издания, как и предшествующей книги 1982 г., остается принцип представления материала. Каждая статья будь-то по этике, по логике, либо по другим разделам содержит своеобразный обзор развития той или иной проблемы, понятия, идеи, что позволяет увидеть внутреннюю динамику и соответствующие трансформации средневековой философской мысли. Подобная экспликация раскрывает специфику позиций средневековых ученых, но в то же время сохраняет и общую перспективу видения. Любая статья такого рода представляет интерес и для умудренных специалистов, так как создает удобную возможность расширить свои познания и с чем-то поспорить, и для начинающих исследований, формируя четкий образ средневекового способа философствования. Материалы, представленные в этой фундаментальной монографии, могут быть использованы для подготовки и проработки различных учебных курсов по истории философии, логике, этике, политологии, культурологии и т.д. Они очень удобно выстроены. Безусловно, что данная работа привлечет внимание самого широкого круга специалистов и не только гуманитарного профиля, но в силу ее разнообразия станет интересной для всех ученых, особенно для тех, кто еще не распрощался с представлением о Средневековье как «темном» времени.

 

Душин О.Э., д.ф.н., проф. филос. факультета Санкт-Петербургского госуниверситета (Санкт-Петербург)


Вернуться назад