Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Вестник РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА » №1, 2012

Пырин А.Г.
Россия в глобальном мире

25 января состоялся круглый стол «Россия в глобальном мире: на перепутье дорог» в рамках семинара «Философско-методологические исследования глобалистики». Вели круглый стол: к.ф.н., писатель А.В.Кацура; д.ф.н., проф. И.К.Лисеев; д.ф.н., проф. АН.Чумаков.

Писатель А.В.Кацура: Мы решили начать в 2012 году семинар «Глобалистика» новой для нас формой – круглым столом, чтобы обсудить современное состояние России в культурном, политическом и экономическом отношении.

Д.ф.н., проф. И.К.Лисеев: Для философского анализа темы «Россия в глобальном мире» необходимо глубокое всестороннее рассмотрение большого комплекса взаимосвязанных проблем, которые требуют: 1. Теоретического обоснования феномена гражданского общества, уяснения его места и роли в политической организации общества глобализирующегося мира. Исследование всех аспектов связки «власть-народ» в демократическом обществе. 2. Нелинейного анализа противоречивых аспектов многообразия культур народов России и мира в условиях глобализации. 3. Критики действующей (американо-английской)  модели глобализации с позиции российской специфики, разработки российской модели глобализации и критики критиков самого феномена глобализации.

Писатель-философ А.В.Кацура: Я хочу остановиться на связке «власть-народ». Известно выражение: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Оно во многом выражает точку бифуркации. Система находящаяся в точке бифуркации непредсказуема. Поэтому мы не можем сейчас  сказать, что будет в России не только через год, но и даже через месяц. Разные силы рассматривают ситуацию по-разному. Одни говорят о стабильности. Другие – более живые, рассчитывают и ждут чего-то. Это реальный вопрос. Мне вспоминается встреча руководителей (она описана в литературе) ВКП(б) на квартире Н.И. Бухарина в 1929 г. Обсуждался вопрос «Какое количество людей необходимо, чтобы управлять страной». В конце беседы И.В.Сталин сказал: «Русский народ – царист, ему один нужен». Эта формула пережила весь XX в. и спокойно перескочила XIX в. Кстати, был  любопытный эпизод: название партии «Единая Россия» предложил в частной беседе Б.А.Березовский, в середине 90-х годов XX в., сказав при этом: «русский народ терпеть не может начальство, но всегда сделает так, как прикажет ему начальство». В этой связи можно вспомнить  эффект соты обезьян. Японские зоологи его обнаружили. Посетители бросали бананы на побережье обезьяны из питомника их хватали, но бананы были в песке. Через некоторое время одна обезьяна догадалась и обмыла банан в море, затем постепенно это стали делать и другие обезьяны. Когда таких обезьян перевалило за сотню, в других питомниках, даже отдаленных, тоже стали обмывать бананы. Весь вопрос в механизме этого процесса, видимо обезьяны агенты передавали эту информацию в другие питомники. Возможно существуют психофизические поля, позволяющие передавать информацию. Этот эффект действует и применительно к большим массам людей. Дж. Рид в книге «10 дней, которые потрясли мир» писал: «Политические настроения народа в России радикально меняются за считанные дни, а иногда  даже часы». Такой эффект наблюдался и в 1991. Есть древнее словечко экгрегор, которое понималось Даниилом Андреевым в «Розе мира» как коллективное психическое поле людей, своеобразное психическое облако. Оно может быть стойким или не стойким в зависимости от ситуации. Оно существует в научных коллективах, религиозных общностях и сектах и даже в бандитских организациях. Природа психического поля – предмет исследования. Экгрегор – это то поле, куда мы посылаем свои мысли, чувства, свою энергию  в мир. Из этого следует: можешь действовать – действуй; не можешь – очищай свое место, посылай свои мысли, чувства, свое поле в мир, тогда это поле будет расширяться. Недавно один французский профессор сказал: «Мир в очень трудном положении, но свет может придти только из России», что свидетельствует о месте и роли России в мире, т.к. мы стоим на мощной культурной основе.

Пресс–секретарь РАН, к.ф.н. С.А.Шаракшанэ: Хочу напомнить несколько цифр, Россия до 2000 года ничего не получала от продажи газа и нефти, т.к. были низкие цены. Собственные грузы только  4% Россия перевозит своими судами. В конце 80-х г. у нас был военный паритет с США. Сегодня из 8,5 млн. тонн грузоподъемности военного флота мира, 8 млн. тонн приходится на США и их союзников. Мы были чемпионами в прошлом (СССР) по разнотипности средств вооружений. У нас из 25 тыс. докторов наук,16тыс. находятся за границей. Уже 20 лет не меняется оборудование в научном – исследовательских институтах РАН. Был даже подготовлен проект по ликвидации РАН. Нам предстоят трудные времена. Мы теряем державу. Держава – от слова держать. Мы быстро теряем то, что можно держать.

Реплика А.В.Кацуры: А.И.Солженицын сказал однажды: «Коммунизм рухнул, как бы он не придавил нас». Он нас придавил и очень крепко.

Проф. М.Б.Поднос (г. Гамбург): Если страна платит гражданину 15тыс. долларов, а тратит на него 30тыс. долл. И так делает 10 лет и при этом говорит, что мы платить долги не будем, то это не правильно. В третьем тезисе проф. И.К.Лисеева – стоит задача разработка российской модели глобализации. Но национальных моделей глобализации не бывает.  Глобализация есть объективный процесс. Россия может иметь свой взгляд, может участвовать в этом процессе, она может направленно действовать и менять этот процесс, но российской глобализации не существует. Россия за последнее столетие, имела четыре крупных удара, которые принесли громадный ущерб, но однако они могут быть превращены в определенные преимущества: 1) «Философский пароход» – 20-е годы XX в. – элита была выслана за границу; 2) 70-е годы отъезд евреев, тем самым Россия потеряла толковых людей; 3) Война в Чечне в 1993-е также погибло часть лучших людей, а часть уехала за рубеж; 4) Распад СССР и советский исход – 20 млн. осталась в странах СНГ и 5 млн. уехали в дальнее зарубежье. Итого: 25 млн. человек (россиян). Если открыть границы, то это может быть нашим преимуществом. Элиту надо привлекать в Россию. Государство должно целенаправленно действовать. Если оно не будет «бить людей по головам», а будет идти им навстречу, будет создавать все условия, чтобы они быстрее интегрировались в Россию. Россия, имея почти 18 млн. км2 территории при населении 142 млн. чел. не может объективно существовать, на мой взгляд. Она должна или растить население или она потеряет часть территории. Открытие возможности для объединения – это один путь. 2-й путь – 25 млн. россиян за рубежом это мощная поддержка России за границей. Их надо поддерживать. Нужна разумная политика в этом отношении, которой пока, к сожалению, нет. Вопрос стоит так: или мы сумеем организовать такой процесс или нас раздавят.

Проф. Э.С.Демиденко (г. Калининград): Важен глобальный переход жизни на нашей планете. Россия находится в центре этого глобального перехода. Ж. Леруа, Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский. Они посмотрели на мир с этих позиций. В.И. Вернадский показал, что социальный мир должен трансформироваться в направлении биосферы и её улучшения. Воздействие человека уничтожает постепенно биосферу, особенно за 200 последних лет примерно на треть стала меньше  мощь биосферы. Мир растений и животных уменьшается прежде всего промышленностью. Так, на Украине 120 лет назад было почти 30% гумуса в почве, сейчас осталось 8%. Возникла проблема исчезновения почв. 3,7 млрд. лет развитие земли шло по биосферному пути, сейчас активно развивается социо-техноприродный путь её развития.

Писатель М.И.Веллер: Очевидно стоя, на позициях эволюционизма, уже полтора столетия, мир представляет систему, которая имеет свое начало и конец. Систематика Берталанфи описывает динамику эволюционного процесса, согласно которой рано или поздно динамическое равновесие нарушается и система гибнет. Это относится и к социальным системам. Тойнби насчитал 21 цивилизацию, другие авторы меньше, но «схлопывание» цивилизации все равно происходит. Усредненный период существования цивилизации составляет 1-1,5 тысячи лет. Римская цивилизация просуществовала одну тысячу лет. Время «схлопывание» евроатлантической цивилизации наступает. До сих пор существует вопрос, отчего вымерли древние римляне? Так или иначе, римляне в I и II веке нашей эры перестали рожать и произошло этническое замещение народа. Великое переселение народа происходило  и до 4 века. Оно носило мирный характер на территории Римской империи. Исчезающие римляне «в гробу видели» заповеди предков. Тоже происходит сегодня в цивилизованном мире. Существует корреляция между войнами и увеличенным количеством рождения мальчиков перед войнами. Сейчас мы находимся в периоде «схлопывания» цивилизации на всех уровнях и прежде всего на биопопуляции, потому что народы исчезают физически. Это сопровождается распущенностью нравов, либеральные выборочные нормы, сопровождают это падение. Сейчас на Западе изменяется физический тип людей, происходит истощение «костяка» человека. Это свидетельствует о дегенерации вида человека. В этом отношении Россия оказалась «прицепным вагоном» Запада. Несколько лет назад я был в Индии и мне говорили, что индийцы выступают против американского влияния. Однако они хотят современную технику, они хотят западные удобства к жизни и другие блага современной цивилизации. При этом они желают сохранить свою идеологию и традиции индийской жизни. Когда в Индию приходит мука, самогон, автомобиль и т.д., то индийцы перестают быть индийцами. Потому что идеология – производное от всей социально-материальной базы. Невозможно одновременно смотреть американские боевики, ездить на американских автомобилях и т.д. и т.п. и сохранить национальную самобытность.

Могучая западная (американская) культура переплавляет в своем котле другие национальные культуры. Это больно для тех культур, которые переплавляются. В конце концов, русская культура находится в их числе. В глобальном мире Россия на экономическом уровне не выдерживает конкуренции. Российское сельское хозяйство глобальному миру не нужно, промышленность не нужна, а нужно – сырье. Население России будет сокращаться, если все будет идти так, как сейчас. Западный мир подобен «Титанику», который плывет к айсбергу. Нам не нужно прицепляться к этому пароходу. Поэтому наше присоединение к ВТО ведет к тому, что мы экспортируем сырье и импортируем ширпотреб. Мы уничтожаем своего производителя и тем самым движемся к катастрофе. Западу нужно свободное продвижение капитала, Российская экономика ему не нужна. Именно под поставки сырья надавали кредиты в 90-е годы. Нужно им российское сырье и свободный доступ иностранного капитала. Это все, что надо Западу. Нам необходимы жесткие протекционистские меры, развитие собственной промышленности. Мы страна 3-го мира, которой управляет компрадорская буржуазия. Материальные, финансовые и другие ее интересы находятся за рубежом. А своя страна рассматривается как зона свободной «охоты». Нам необходима своеобразная консервативная контрреволюция, которая позволит обратить наши интересы на себя. Иначе, мы провалимся в пропасть скорее, чем другие. Спасибо за внимание.

Вопрос А.В.Кацура: Ув. Михаил Иосифович, кто конкретно в современной политической ситуации должен заняться консервативной контрреволюцией?

Ответ М.И.Валлера: В государстве должны быть процедурные изменения. В частности, речь идет о процедуре изменения политической, налоговой и некоторых других систем. Эти изменения должны носить законодательный характер. Государство обязано неукоснительно следить за законодательными изменениями.

Реплика из зала: Здесь было сказано, что на Запад уехало 16 тыс. докторов наук, разве это не выгодно Западу. Его интересует не только сырье.

Ответ: это, разумеется, приветствуется, но не является главным для Запада.

Вопрос из зала: Какая политическая сила будет совершать консервативную контрреволюцию?

Ответ: Из сегодняшних политических сил, такая не существует.

Проф. А.Н.Чумаков: На семинаре «Глобалистика» мы придаем значение терминологии. Поэтому мне важно знать, что Михаил Иосифович Вы понимаете под «глобализмом»,  «отходом от глобализма» и под «противодействию ему»?

Ответ: Поскольку единого экономического определения глобализма не существует, я предлагаю понимать под ним единство пространства не только культурного, но и в первую очередь – экономического, технического, политического. Это базис глобализма. Под противодействием глобализму я понимаю введение протекционистских законов и возможная независимость от общего экономического пространства, т.е. протекционистские законы, не дают растворить свою более слабую экономику в мировой экономике. Россия не нуждается в последней.

Проф. А.Н.Чумаков: По каким позициям мы «заехали» в глобализм и по каким позициям России следует уйти от глобализма?

Ответ: Во-первых, это выход России из ВТО, Во-вторых, препятствовать проникновению чужого, свободного капитала в Россию. В-третьих, развитие своих капиталов и вывода их из зарубежных счетов. Мы стоим за экономическую самостоятельность России в мире.

Реплика к.т.н. М.И.Штеренберга: Китай «въехал» в глобализацию и стал конкурентно-способным, а мы не являемся конкурентно-способными.

Ответ: В Китае себестоимость товара очень низкая и 70% экономики составляет госсектор. Китай конкурентно-способен в силу экономической самостоятельности.

Вопрос проф. А.Н.Чумакова: Означает ли сказанное Вами, что Вы стоите за автократию России?

Ответ: Когда США оформилось как самостоятельное государство, оно проводило протекционистскую политику. Экономические законы Японии весьма жестки, они стараются не допускать до сих пор чужие товары. Японцы торгуют в Америке, но не наоборот. Все рычаги управления в Китае в руках государства, Китай тоже самое делает. Россия должна исходить из интересов своего государства, а не компрадорской буржуазии.

Вопрос проф. А.Н.Чумаков: Вы рассматривали сейчас экономический аспект глобализации. Но что Вы понимаете под глобализацией в полном смысле этого слова?

Ответ: Выше я уже дал определение глобализации и подчеркнул, что она не сводится к экономическому аспекту. Как-то О. Бисмарк сказал: «Есть выражение «колесо истории крутиться в одну сторону». Это неверно. Всякое государство должно думать о своей выгоде.

Реплика члена РФО Д.И.Корнющенко: Михаил Иосифович Веллер хорошо изложил свою концепцию. Но не следует забывать, что консервативная контрреволюция есть по сути фашизация общества.

Реплика члена РФО В.В.Долженко: Глобализация дала нам спекуляцию, финансовые «пузыри», которые лопаются. Нам надо снижать налоговую нагрузку, что позволит снизить производственные затраты и, соответственно, нормально работать всем фирмам.

Проф. М.Б.Поднос: Процесс глобализации это объективный процесс. Товары, люди, финансовый капитал будут двигаться по миру независимо от того хочет кто этого или нет. Это объективный процесс такой же, как общественное разделение труда, кооперация и т.д. Попытка автаркии была и она неудачна. У Америки была доктрина Монро, но она вынуждена отказаться от неё. Что мешает глобализации в финансовом плане? Мешает идея автаркии. Следующая идея, которая мешает глобализации – расчеты в долларах за нефть. Она отомрет в ближайшие 5-10 лет. К этому идет целый ряд стран, которые отказываются от таких расчетов. Мешают глобализации 4 крупных аудиторских компаний, находящихся в США, без них нельзя получить листинг и выйти на мировую биржу. Три рейтинговых агентства, которые тоже в США находятся, также мешают. В мире всего 3 финансовых центра: Лондон, Франфурт-на-Майне и Нью-Йорк. Это тоже нам мешает. Против всех этих помех сейчас идет определенная работа практических людей. Не всегда этому помогает правительство. Оно больше говорит, но нередко не получается. Будем ли мы удачно входить в глобализацию или нет, зависит от многих факторов. На главный фактор – это процесс управления нашим государством.

Проф. А.Н.Чумаков: Я хотел бы свои тезисы озвучить. Надо прежде всего ответить на вопрос, как мы понимаем глобальный мир, а затем определять место России в нем. Я глобализацию понимаю как абсолютно уникальное явление, не имевшего места в прошлой истории. До эпохи великих географических открытий, на мой взгляд, была эпоха региональных событий. Современный глобальный мир, где почти 200 государств, не может себе позволить автаркию. Мы живем в многоаспектной глобализации. Если мы часть глобального мира, то для нас принципиальный вопрос: вступать или не вступать в ВТО. Для меня этот вопрос риторический. Мы должны будем определиться. Идет острая борьба, и мы должны «вписаться» со своими интересами в мир глобальных отношений. Самое главное здесь то, что у нас отсутствует гражданское общество. У нас нет по сути дела правового поля, разделения властей. В России есть понятия, по которым мы во многом живем и общаемся с другими странами. Гражданское общество – это прежде всего наличие среднего класса, которого в России никогда не было. Он лишь сейчас начинает формироваться, да и то в крупных городах. В провинциях России среднего класса нет до сих пор. Средний класс должен быть большим, как минимум 50% населения и мог проявлять свою политическую волю. По этому показателю мы не вписываемся в глобальный мир. Спасибо за внимание.

Архив журнала
№4, 2014№1, 2014№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011
Поддержите нас
Журналы клуба