ИНТЕЛРОС > №1, 2012 > Социально-гуманитарные науки в инженерном образовании Матронина Л.Ф., Широкова Н.А.
|
21 марта 2012 года на кафедре философии, социологии и политологии МГТУ МИРЭА состоялся научно-методологический семинар на тему «Социально-гуманитарные науки в инженерном образовании». Научно-методологические семинары, на которых обсуждаются проблемы места и роли социальных и гуманитарных наук в образовании современного инженера, проходят на кафедре регулярно. Результаты исследования находят отражение в монографиях, сборниках статей, статьях в журналах и т. д.; ряд из них представлен на официальном сайте МГТУ МИРЭА: http://www.mirea.ru/about/structure/study/ general/fsp.php. Реформирование современного образования предполагает модернизацию инженерного образования, которая обусловлена прежде всего тем, что во второй половине XX – начале XXI вв. инженерная деятельность претерпевает существенные трансформации. Наряду с «узкими» специалистами в обществе появляется необходимость в инженерах-системотехниках как организаторах и координаторах производства; инженерах-исследователях, занимающихся научной разработкой сложных информационно-технических систем; инженерах-менеджерах, знание и квалификация которых обращены к решению управленческих задач, соответствующих социотехнической и социокультурной направленности инженерной деятельности. Значительное расширение сферы инженерной деятельности, все более увеличивающееся ее воздействие на природную и социокультурную среду актуализируют проблему ценностного качества инженерной деятельности, которая должна соответствовать как технико-экономическим требованиям, так и антропологическому измерению. В связи с этим большое значение приобретает не только профессиональная подготовка (специализация), но и социализация будущих специалистов, понимание ими общественного (социального) и гуманитарного смысла той деятельности, к которой их готовит высшая школа. Об этих аспектах образования инженера шла речь в докладе к.ф.н. Л.Ф. Матрониной «Проблема репрезентации философского знания в современном инженерном образовании». Докладчик отметил тот факт, что преподавание социально-гуманитарных дисциплин (в том числе философии) должно быть «адаптировано» к современной инженерии. Наряду с традиционными формами учебной, научной и воспитательной работы со студентами следует шире использовать новые формы и методы, в том числе проектный метод, в котором большое место занимает исследовательский компонент: постановка и анализ проблемы, сбор информации, нахождение вариантов решений, оценка ресурсов и возможных результатов, рефлексия по поводу сделанного и т.д. В условиях широкого распространения информационно-коммуникативных технологий обнаруживается значительный потенциал проектного метода (речь идет о внедрении медиа- и сетевого проектирования). Возможностям использования русской поэзии в процессе изучения философии было посвящено выступление к.ф.н. С.Г. Гладышевой, которая обратила внимание участников семинара на целесообразность изучения европейской мысли без отрыва от отечественной культурной почвы. Важным аспектом «презентации» студентам тех или иных философских идей является демонстрация того, как они были восприняты их современниками в России. Например, представление мировоззрения Нового времени полезно было бы не ограничивать перечислением идей крупнейших европейских философов XVII – XVIII вв., но также показать студентам, как эти идеи усваивались российскими мыслителями в те же времена, когда они распространялись на Западе. В частности, как, каким образом отечественные поэты-мыслители откликнулись на изменения (модернизацию) в европейском мировоззрении, происходящие в Новое время, которое представляло собой трансформацию христианского образа мира. Подобная трансформация характерна и для послепетровской России, активно усваивавшей западноевропейский менталитет. Она может быть зафиксирована не только в связи с усвоением механистической картины мира представителями зарождающегося естествознания. Но и новая российская словесность, возникающая в эту эпоху, отмечает изменения в мировоззрении в сторону механистического детерминизма. И, что особенно важно подчеркнуть в нашем случае, – философски осмысливает и оценивает новый образ мира, а также соответствующие ему представления о человеке (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, А.П. Сумароков). Обращение к философской поэзии, как к западноевропейской, так и российской, могло бы оживить и сделать более наглядным учебный материал. В докладе к.ф.н. Н.А. Широковой «Гуманитаризация образования инженеров в вузах» особый акцент был сделан на то, что на фоне всё более выраженной тенденции утилитаризации образования технического специалиста проявляется отличительная черта современной эпистемологии – гуманитаризация естественнонаучного знания. Такая ситуация ставит перед преподавателем социально-гуманитарных наук новые вопросы: во-первых, может ли иметь место в практике работы модель классического образования с его мировоззренческой составляющей; во-вторых, следует ли придать ускорение точке зрения об инструментальном, «подсобном» характере гуманитарного знания (и философии), подстроившись к современной тенденции. Но, подчеркнула Нина Анатольевна, возможен третий вариант. Это преподавание философии в новом ключе: сохранение её классического содержания и одновременно акцентирование внимания на её практической значимости. При этом варианте речь идет отнюдь не о «снижении» роли философии в культуре, а о новом моменте в методике преподавания. Это специальное внимание к различению академизма в преподнесении философских тем и популярности в изложении её проблем. Естественно, преподаватель философии в силу своей специальности может иметь особый интерес к тем или иным «тонкостям» философского дискурса. Однако в таком случае он может быть не понят студентами второго курса технического вуза. В силу этих соображений представляется наиболее необходимой формой преподавания диалог как место встречи философских проблем и интересов студентов. Именно в диалоге возможно понимание как практическое освоение философии в контексте жизни. В содержании философии как важнейшей сфере человеческой культуры все теоретические вопросы имеют своим источником практический интерес. Ведь в конечном итоге вся «умная» философия Платона, весь его теоретизм направлен на обретение человеком счастья. «Если есть движения, обнаруживающие сродство с божественным внутри нас, – писал величайший философ, – то, это мыслительные круговращения Вселенной, им и должен следовать каждый из нас, дабы через усмотрение гармонии и круговоротов мира исправить круговороты в собственной голове… добиться, чтобы созерцающее, как и требует изначальная его природа стало подобно созерцаемому, и таким образом стяжать ту совершеннейшую жизнь, которую боги предложили нам как цель на эти и будущие времена». Очевидно, в этом ключе философия как учебная дисциплина войдет в контекст современных задач. Ведь каждая эпоха высвечивает свой интерес к тем или иным философским проблемам, углубляя и развивая их. Поэтому, как известно, сущность философии в её истории. На необходимость изучения истории философии в техническом вузе, которая дает «ключ» к пониманию современности, указал в своем выступлении к.ф.н. И.М. Максимов. Смысл истории – в движении от античной софии к общечеловеческой Мудрости. Деятельность инженера носит творческий характер, она требует не только развития профессиональных знаний, но и воображения, интуиции, в связи с этим большое значение имеет также изучение культуры, техники и науки, формирование целостного – софийного – мировоззрения. В выступлении к.ф.н. Е.А. Никитиной «Социальная оценка техники и формирование ценностных ориентиров будущих инженеров» рассматривались различные аспекты исследования социальных предпосылок и социальных последствий научно-технического развития, т.е. социальной оценки техники. Социальная оценка техники включает умение профессионала, принимающего решения относительно направлений научно-технического развития, учитывать социально-ценностные аспекты развития науки и техники. Особое внимание было обращено на проблему формирования ценностных ориентиров будущих инженеров в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин в техническом вузе, а также в процессе воспитательной работы со студентами. В обсуждении поставленных проблем активное участие приняли преподаватели кафедры: к.ф.н. Верезгова И.В., к.ф.н. Гладышева Е.В., к.ф.н. Тихонова С.В., к.ф.н. Смирнов В.В. и другие. Подводя итог работы научно-методологического семинара, зав. кафедрой философии, социологии и политологии МГТУ МИРЭА Г.Ф. Ручкина отметила продуктивность состоявшегося разговора. Она подчеркнула, что сегодня наблюдается интерес к инженерному образованию, что непосредственно связано с повышением статуса профессии инженера в современном мире. Наша задача как преподавателей заключается в том, чтобы формировать у студентов уважение к профессии. Социально-гуманитарные науки играют большую роль в социализации будущих специалистов. Одна из задач преподавания гуманитарных и социальных дисциплин в вузе – поставить заслон на пути антигуманизма, направив образовательную и воспитательную деятельность в молодежной среде по пути формирования жизненных смыслов и целей профессиональной деятельности молодых, преодоления у них иждивенческих настроений, потери мотивации к учебе, труду, нравственному взрослению.
Вернуться назад |