ИНТЕЛРОС > №1, 2012 > Коменский, народный учитель – 420 Меськов В.С.
|
«Мир вовне нас, разум и дух внутри нас, Откровение до нас... – настоящая и полная библиотека всего, что на земле и в вечности надобно человеку знать, во что верить, что делать и на что надеяться...». Ян Амос Коменский.
Вперед к Коменскому – провозгласим следующее пятилетие пятилетием Коменского! В марте нынешнего года мы отметили 420-летие со дня рождения Яна Амоса Коменского. Почему же «вперед к Коменскому», несмотря на прошедшие века? Мы полагаем, ответ достаточно прозрачен. Созданная им система образования до сих пор работает и до сих пор до конца фактически не прочитана. В данной статье мы как раз и предлагаем предложить современной вариант прочтения созданной им «Великой дидактики». Современный человек сформирован культурой через систему всеобщего образования в большей степени, нежели семьей, религией, национальными традициями или чем бы то ни было ещё. «Новое время» было началом того мира, который окружает нас сейчас – началом наук, технологий, прогресса, глобализации и всеобщего образования. У истоков современного мира стояли великие, как мы сейчас это знаем, энциклопедисты и просветители. Их идеи, концепции и теории воплощены в каждом аспекте нашего существования. Мы, духовные дети Нового времени, наследники двух эпох – Возрождения и Просвещения, сегодня сами оказались перед необходимостью решения задач эпохального уровня, аналогичных тем, которые они в свое время решали. Может ли их наследие помочь нам сегодня? Нужно ли его переосмысливать? Вообще, правильно ли наши предшественники распорядились им? Разумно ли были выстроены приоритеты? Не потеряли ли в погоне за научным и техническим прогрессом идейный посыл отцов – синтетическое единство природного, человеческого и духовного? Мы полагаем, что настало время обратиться к классическому наследию универсализма и получить из рук в руки как откровение протянутое через века Послание, обращенное не только к современникам, но в большей степени к людям «будущего века» – нам с вами... Возможно, обратившись не только к идеям и концепциям великих гуманистов, таких как Коменский, но и исследуя их мировоззрение, их собственную деятельность, жизненные принципы и ценности, обнаружим ту точку опоры, основываясь на которой, мы сможем, преодолевая «оковы не только чужих мыслей, но и собственных химер», найти путь от пантехнократизма к «пансофии». Необходимо сформировать глобальную систему не просто всеобщего образования, но всеобщего воспитания, соединить науку, философию и деятельность, предложить человеку и человечеству новое понимание себя и мира, новые способы универсализации знаний, новую философию и методологию, адекватные информационному обществу. Хочется надеяться, что это информационное общество будет основано на знаниях, смыслах и идеях. В Европе существует целое направление исследований, которое занимается исследованием и осмыслением трудов Я.А.Коменского – комениология. К сожалению, в России (как и в СССР) все ещё многие сочинения Коменского до сих пор даже не изданы и неизвестны научной и философской общественности, а если и известны, то лишь из косвенных источников и фрагментарно. В этой связи наступающий юбилей – идеальный повод придать систематический характер просветительской деятельности, сформировать открытое сообщество философов, ученых, а также «тех, кто учит» и «тех, кто учится», для того чтобы создать российскую комениологию. И первым логичным шагом представляется проведение в рамках грядущего VI Российского философского конгресса под эгидой секции философии образования Круглого стола, посвященного философии образования Коменского. И это не просто дань памяти, а понимание того, что философское и педагогическое наследие Коменского содержит огромный потенциал идей, который до сего времени в полной мере не понят, не востребован и далеко не исчерпан... Некоторые итоги размышлений. Коменский – создатель...
Естественно, что философские и педагогические идеи Коменского были реализованы в последующих веках далеко не в полной мере. Его дидактика была усечена и приспособлена для нужд зарождающегося индустриального общества, в котором Работник должен был иметь уровень образования, достаточный для того, чтобы работать на производстве и быть частью стандартизованной технической среды – уметь читать, писать и производить расчеты. Из пяти «вещей», составляющих содержание образования, которым, по мысли Коменского, необходимо учить все юношество (выражаясь современным языком – базовых компетенций), были изъяты две важнейших – «свободно выражать свои мысли» и «проникать в суть вещей» и оставлены только три, соответствующие функциональной грамотности: читать, писать, считать. Многие методы и принципы, такие, как метод нравов, непрерывное образование, остались невостребованными. Коменский был не только великим дидактом и отцом современной педагогики, но и универсальным ученым и общественным деятелем своего времени, гуманистом. В его сочинениях – «Всеобщий совет по исправлению дел человеческих», «Посол мира», «Единственно необходимое» содержится грандиозный проект политического переустройства Европы, оцененный только в XX в., когда некоторые социальные идеи философа Коменского, наконец, начали претворяться в жизнь. Что мы обязаны сделать? Необходимы ревизия, перевод и научное издание всех трудов Коменского на русском языке. Философская общественность может стать инициатором создания пансофического общества Коменского. Российская интеллигенция, в очередной раз обратившись к вопросу «Что делать?», должна взять на себя ответственность по созданию в XXI веке общекультурного результата, адекватного результату Коменского в 17 веке. Вернуться назад |