ИНТЕЛРОС > №1, 2012 > Коменский, народный учитель – 420

Меськов В.С.
Коменский, народный учитель – 420


10 июня 2012

«Мир вовне нас, разум и дух внутри нас, Откровение до нас... – настоящая и полная библиотека всего, что на земле и в вечности надобно человеку знать, во что верить, что делать и на что надеяться...».

Ян Амос Коменский.

 

Вперед к Коменскому – провозгласим следующее пятилетие пятилетием Коменского! В марте нынешнего года мы отметили 420-летие со дня рождения Яна Амоса Коменского. Почему же «вперед к Коменскому», несмотря на прошедшие века? Мы полагаем, ответ достаточно прозрачен. Созданная им система образования до сих пор работает и до сих пор до конца фактически не прочитана.  В данной статье мы как раз и предлагаем предложить современной вариант прочтения созданной им «Великой дидактики».

Современный человек сформирован культурой через систему всеобщего образования в большей степени, нежели семьей, религией, национальными традициями или чем бы то ни было ещё. «Новое время» было началом того мира, который окружает нас сейчас – началом наук, технологий, прогресса, глобализации и всеобщего образования. У истоков современного мира стояли великие, как мы сейчас это знаем, энциклопедисты и просветители. Их идеи, концепции и теории воплощены в каждом аспекте нашего существования. Мы, духовные дети Нового времени, наследники двух эпох – Возрождения и Просвещения, сегодня сами оказались перед необходимостью решения задач эпохального уровня, аналогичных тем, которые они в свое время решали. Может ли их наследие помочь нам сегодня? Нужно ли его переосмысливать? Вообще, правильно ли наши предшественники распорядились им? Разумно ли были выстроены приоритеты? Не потеряли ли в погоне за научным и техническим прогрессом идейный посыл отцов – синтетическое единство природного, человеческого и духовного?

Мы полагаем, что настало время обратиться к классическому наследию универсализма и получить из рук в руки как откровение протянутое через века Послание, обращенное не только к современникам, но в большей степени к людям «будущего века» – нам с вами... Возможно, обратившись не только к идеям и концепциям великих гуманистов, таких как Коменский, но и исследуя их мировоззрение, их собственную деятельность, жизненные принципы и ценности, обнаружим ту точку опоры, основываясь на которой, мы сможем, преодолевая «оковы не только чужих мыслей, но и собственных химер», найти путь от пантехнократизма к «пансофии». Необходимо сформировать глобальную систему не просто всеобщего образования, но всеобщего воспитания, соединить науку, философию и деятельность, предложить человеку и человечеству новое понимание себя и мира, новые способы универсализации знаний, новую философию и методологию, адекватные информационному обществу. Хочется надеяться, что это информационное общество будет основано на знаниях, смыслах и идеях.

В Европе существует целое направление исследований, которое занимается исследованием и осмыслением трудов Я.А.Коменского – комениология. К сожалению, в России (как и в СССР) все ещё многие сочинения Коменского до сих пор даже не изданы и неизвестны научной и философской общественности, а если и известны, то лишь из косвенных источников и фрагментарно. В этой связи наступающий юбилей – идеальный повод придать систематический характер просветительской деятельности, сформировать открытое сообщество философов, ученых, а также «тех, кто учит» и «тех, кто учится», для того чтобы создать российскую комениологию.

И первым логичным шагом представляется проведение в рамках грядущего VI Российского философского конгресса под эгидой секции философии образования Круглого стола, посвященного философии образования Коменского. И это не просто дань памяти, а понимание того, что философское и педагогическое наследие Коменского содержит огромный потенциал идей, который до сего времени в полной мере не понят, не востребован  и далеко не исчерпан...

Некоторые итоги размышлений. Коменский – создатель...

  1. Создатель антропологии и антроподицеи, соединившей достоинства двух эпох: синтетическую целостность Возрождения и «Sapere aude!» Просвещения.
  2. Основоположник «мультимедиа» в образовании («Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»):
    1. Игровой контент (Школа-игра);
    2. Метод театрализованного представления учебного материала (пьесы);
    3. Наглядные словари;
    4. Комиксы.
    5. Создал «пампедию» – теорию научения пансофическому знанию, в которой, в частности, обосновал необходимость «всеобщего образования» и «открытого доступа к образованию». Пампедическая школа – школа будущего.
    6. Коменского следует считать отцом «деятельностного» и «компетентностного» подходов в образовании:
      1.  «Добродетель взращивается посредством дел (т.е., в деятельности), а не посредством болтовни» (Великая дидактика, гл. 13). «Обучение есть один из видов труда, в этом смысле школа есть поприще труда».
      2. Posse, scire, velle («Рыба не может петь, поскольку она лишена голоса. Младенец способен (posse) на это, однако он лишен необходимого к тому знания, так как его еще не научили модулировать голос. Музыкант может и знает, как (scire) это сделать, если он хочет. Когда он этого не хочет, то песни не появляется, когда он хочет (velle), то появляется. И так везде!»).
      3. Обосновал «многоуровневую» систему образования, пригодную не только для обучения, но и для воспитания («Комений гениально прав, требуя учить одним и тем же вещам всех и на каждом из различных уровней развития (младенчество, детство, отрочество, юность и т.д.), но по-разному. Речь идет о последовательном переструктурировании одного и того же знания от этапа к этапу, например, от действия по простому предъявлению к рефлектированному действию. Это соответствует системе последовательного развития». Ж.Пиаже. «Значение Яна Амоса Комения для нашего времени» (1957)).
      4. Заложил основы стандартизации в образовании и разработал первые «стандарты» (классно-урочную систему, предметы, учебники, учебный год, стадии образования – «школы», требования к учителю и т.д.).
      5. Разработал основы четырех методов образования – метод наук, метод искусств, метод языков и метод нравов.
      6. Построил фундамент педагогики как науки не только для начального и среднего, но и высшего образования.
      7. Большинство современных направлений в педагогике находят свое родоначалие в концепциях и принципах Коменского. Идеолог природосообразной педагогики.
      8. Первый популяризатор научных знаний.
      9. Один из основоположников науки Нового времени.
      10. Автор синтетической философии – пансофии (философии мудрости), пансофический метод объединяет чувство, разум и Откровение.
      11. Основатель «философии образования» как философии деятельности.
      12. Методолог, автор дидактического метода и подхода к образованию.
      13. Обосновал необходимость надправительственных структур («Всемирный совет по исправлению дел человеческих»), заложил основы их функционирования (цели, задачи, принципы и направления деятельности). Эти идеи – Предтеча ООН и ЮНЕСКО.
      14. Теоретик «толерантности» и «толерантного обучения».
      15. И многих других идей, которые добавят те, кто будет исследовать творчество Коменского. Список открыт....

Естественно, что философские и педагогические идеи Коменского были реализованы в последующих веках далеко не в полной мере. Его дидактика была усечена и приспособлена для нужд зарождающегося индустриального общества, в котором Работник должен был иметь уровень образования, достаточный для того, чтобы работать на производстве и быть частью стандартизованной технической среды – уметь читать, писать и производить расчеты.

Из пяти «вещей», составляющих содержание образования, которым, по мысли Коменского, необходимо учить все юношество (выражаясь современным языком – базовых компетенций), были изъяты две важнейших – «свободно выражать свои мысли» и «проникать в суть вещей» и оставлены только три, соответствующие функциональной грамотности: читать, писать, считать. Многие методы и принципы, такие, как метод нравов, непрерывное образование, остались невостребованными.

Коменский был не только великим дидактом и отцом современной педагогики, но и  универсальным ученым  и общественным деятелем своего времени, гуманистом. В его сочинениях – «Всеобщий совет по исправлению дел человеческих», «Посол мира», «Единственно необходимое» содержится грандиозный проект политического переустройства Европы, оцененный только в XX в., когда некоторые социальные идеи философа Коменского, наконец, начали претворяться в жизнь.

Что мы обязаны сделать? Необходимы ревизия, перевод и научное издание всех трудов Коменского на русском языке.

Философская общественность может стать инициатором создания пансофического общества Коменского.

Российская интеллигенция, в очередной раз обратившись к вопросу «Что делать?», должна взять на себя ответственность по созданию в XXI веке общекультурного результата, адекватного результату Коменского в 17 веке.


Вернуться назад