ИНТЕЛРОС > №1, 2012 > Выживет ли Россия без гражданского общества?!

Скибицкий М.М.
Выживет ли Россия без гражданского общества?!


11 июня 2012

Формирование гражданского общества является результатом сложных нелинейных процессов повышения степени самоорганизации, выделения из-под власти государства всё новых сфер жизнедеятельности индивидов (вероисповедной, семейной, коммерческой, образовательной и т.д.). Принято выделять следующие параметры гражданского общества. Гражданское общество представляет собою систему самоорганизующихся социальных институтов и отношений, которая имеет развитые партнерские отношения с государством и экономикой, функционирует независимо от политической власти. Оно способно не только поставить под свой контроль государство, бизнес, но, что особенно важно, распределение национального богатства. Системно-синергетическую методологию анализа содержания понятия «гражданское общество» нужно дополнить социально-антропологическим подходом. Это общество не может полноценно функционировать без наличия автономной и ответственной личности.

Итак, родовые качества гражданского общества: самоорганизующиеся негосударственные институты и отношения и самоорганизующийся  автономный и ответственный индивид.

Гражданское общество по отношению к государству находится в постоянном диалоге: «это может быть конструктивное взаимодействие, конфронтация, взаимный контроль, но в любом случае это, исходя из природы гражданского общества, – взаимная оппозиция».[1] Фундаментальные функции гражданского общества: контроль за наличием условий для реализации прав и свобод граждан, распределением национального богатства, оценка социальной политики государства, выдвижение программ по повышению уровня благосостояния граждан.

Созданию гражданского общества в России препятствует ряд факторов: неразвитость демократических традиций, психологическая и генетическая усталость, апатия массы населения из-за тяжелых социально-экономических последствий несостоятельного проекта реформ,  демографическая яма,  огромное расслоение, пропасть между бедностью и роскошью, маргинализация отдельных групп населения, криминализация, сращивание бизнеса с государственными структурами. Коррупция приобрела системный характер, стала неотъемлемым элементом социальных отношений, возник коррупционный рынок правовых решений, коррупционный доступ к статусу неприкосновенности. В результате провала реформ 90-х годов, по мнению лауреата Нобелевской премии по экономике, выдающегося американского экономиста Дж. Стиглица, «Россия обрела самое худшее из всех возможных состояний общества…».[2]

Можно остановиться еще на двух факторах, противостоящих формированию в России гражданского общества. Доминирование исполнительной власти над законодательной не способствует созданию самоорганизующихся негосударственных институтов. Не заинтересованы в гражданском обществе и располагающие огромной долей собственности олигархи: ведь оно будет контролировать власть, бизнес, распределение национального богатства. Кстати сказать, происходит милитаризация олигархата за счет значительного роста различного вида охранных подразделений.

Таким образом, в обществе не сложились еще реальные условия для создания стабильного консенсуса на основе признания большинством населения базовых гуманистических ценностей, которые в виде социокода придают стабильность функционированию общественного организма, перспективам его развития.

Каковы ближайшие шаги по формированию российского гражданского общества? Традиционные вопросы: «Кто виноват?», «Что делать?», «С чего начать?», «Когда же придет настоящий день?». Необходимы развитие реального институционального и идеологического плюрализма, ослабление бедности за счет установления достойной минимальной почасовой заработной платы во всех видах деятельности, снижение налогового бремени на малый и средний бизнес, введение налога на роскошь и прогрессивной шкалы подоходного налога. Имеется точка зрения, что большой вклад в создание мощного среднего класса внес Рузвельт, уменьшивший концентрацию богатства, социального неравенства в США за счет увеличения планки подоходного налога до 63% в период первого и до 79% в период второго правления. Выдающийся французский экономист М. Альбер писал, что «за низшим порогом бедности личность человека, лишенного поддержки, уже невосстановима».[3] Соблюдение определенных границ децильного коэффициента (соотношение 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных) непреложное условие стабильности общества. Чрезвычайно важна борьба с коррупционерами вплоть до конфискации их незаконно приобретенной собственности на основе применения в полном объеме конвенции ООН против коррупции от 2003 г., которая ратифицирована в России.

Предлагаемые меры будут способствовать созданию среднего класса, автономного и ответственного индивида. Но этого недостаточно для повышения уровня социальности, самоорганизации общества, формирования негосударственных институтов. Необходимы: освоение массой индивидов базовых ценностей (на первом месте «Отечество», «Семья», «Закон»), полная формализация закона (всеобщее рабство перед законом есть свобода), независимость правовой системы от власти, независимость профсоюзов от политических партий, от государства, создание независимых от государства и бизнеса общественных СМИ.

Процесс формирования гражданского общества имеет сложный, противоречивый характер. Но без него России выжить будет трудно, а, может быть, и невозможно.



[1] Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. М.: «Экономика», 2002. С. 161.

[2] Стиглиц Дж. Ю. Глобализация: тревожные тенденции.  М.: «Мысль», 2003. С. 188.

[3] Альбер М. Капитализм против капитализма. СПб. 1998. С. 17.


Вернуться назад