ИНТЕЛРОС > №1, 2012 > Проблема генезиса качества в онтологии

Мезенцев Г.Н.
Проблема генезиса качества в онтологии


11 июня 2012

Известно высказывание Аристотеля о том, что «целое больше суммы частей» (точнее, «целое есть нечто помимо частей»[1]). Оно стало знаменем исследований по проблемам возникновения  качеств и интегральных свойств систем. Под качеством здесь понимается то значение этого слова, которое связано с определенностью вещей.

Процесс поиска механизма образования качеств уходит к истокам философии и носил драматический характер. Не в последнюю очередь этот драматизм был связан с несколько некорректным истолкованием широко используемого с древних времен принципа: «ничто не возникает из ничего».

Если следовать этому принципу, то становится непонятно, откуда могут взяться качества, если их не было в чем-то изначально. Этот принцип воспринимался как запрещающий появление чего-либо нового, что блокировало познавательный процесс. Для обхода этого запрета, придумывались различные искусственные схемы, сводимые к двум разновидностям: качества объявлялись либо изначально присущими в бесконечном количестве самим первоначалам вещей, либо они считались результатом чувственного восприятия людей.

Например, согласно Анаксагору, если в чувственном мире существует качественное разнообразие вещей, то такое же разнообразие должно быть приписано и первоэлементам – так называемым гомеомериям[2]. У Демокрита логика рассуждений была прямо противоположна: так как атомы не обладают такими качествами как цвет, вкус и запах, то этих качеств нет и у вещей[3]. Они привносятся человеческим восприятием. Ни тот, ни другой подход не раскрывали механизма образования качеств. Еще более фантастическое решение было предложено в ХIII веке итальянским философом Бонавентурой. Согласно его теории в каждом предмете с самого начала скрыт «зародыш» предмета, определяющий его развитие.

Нерешенность проблемы образования качеств определила облик  учения о строении мира немецкого философа Г.В.Лейбница. Первоэлементы Лейбница – это монады – объекты с бесконечным количеством качеств. 

Как отметил в своей работе Г.Г.Майоров «Лейбниц указывает, что, несмотря на свою предельную простоту и количественную неразличимость, монады должны быть качественно неповторимыми, иначе не могло бы возникнуть разнообразия в явлениях»[4]. То есть здесь мы видим те же самые вынужденные представления об изначальном качественном разнообразии мира.

Из классических работ, на которых лежит печать непонимания процесса образования качественных отличий, можно отметить одно из последних крупнейших онтологических построений – критическую или новую онтологию Н.Гартмана. У него, также как у Лейбница, постулируется наличие не переходящих друг в друга качеств – так называемых слоев бытия. Исходя из такого понимания бытия, Гартман вынужден был сделать вывод о том, что «все сконструированные картины единства мира не верны»[5].

Удивительно прозорливое положение по проблеме образования качеств высказал, но не развил английский физик и философ И.Ньютон. По его мнению, каждое тело может преобразовываться в тело другого какого-либо рода, проходя через все промежуточные ступени качеств[6]. Это утверждение разрушало идущие от античности представления об изначальном существовании онтологических качеств. Ньютон особо подчеркнул, что такие преобразования могут касаться именно родовых, то есть основополагающих качеств. В своей «Оптике», основываясь на этом положении, он выдвинул гипотезу о том, что вещество может превращаться в свет, а свет обратно в вещество. Как известно, она блестяще подтвердилась.

Значительный вклад в разработку проблемы образования качества внесли Г.В.Ф.Гегель и Ф.Энгельс. По Гегелю количественные изменения одной из характеристик предмета могут привести к выходу его качества за рамки своей меры с потерей предметом  своей определенности и превращением его в другой предмет с другим качеством (пример Гегеля:  процесс повышения температуры воды, приводящий к образованию пара).

Важным было утверждение Гегеля о том, что переход от одного качества к другому происходит скачком[7], что является прямым следствием особенностей механизма образования качества или его разрушения. Энгельс  в дополнение к Гегелю показал, что образование нового качества характерно и для явлений с изменением количественного состава веществ[8] (известные примеры образования сложных химических веществ [9]). Гегель и Энгельс установили необходимые, но не достаточные условия образования новых качеств. Оставалось неясным и необъясненным, почему при определенной величине количественных изменений скачком образуются новые качества.

Большое количество исследований по проблеме качества проведено в советский и современный периоды развития русской философии[10]. Но в них также не дано представлений о достаточных условиях образования качеств. 

Каким же видится решение проблемы генезиса качества? 

Процесс образования качеств заключает в себе некоторую парадоксальность. Появление нового качества есть прямое следствие ограничения свободы движений объектов, объединяющихся в новый объект за счет образования между ними некоторых связей. Они создают основу новых качеств – совместное движение и функционирование объединившихся объектов.

 Связи меняют характер подвижности объектов, что равносильно появлению нового объекта с новым качеством. Можно привести несколько простейших примеров. Элементарные частицы электрон и протон в свободном состоянии обладают определенными качествами. После их объединения появляется атома водорода – новое образование, обладающее собственными качествами. Такое, например, свойство частиц как заряженность, в связанном состоянии как бы «замораживается», и атом становится в целом нейтральным. При разрушении атома частицы вновь становятся свободными и их свойства из латентного состояния переходят в актуальное. Проблемы латентного состояния реальности рассмотрены в работе А.Д.Королева[11].  

Другой пример: два человека образовали семью. Появилось новое образование – семья со своими определенными качествами и изменилось поведение людей, ее образовавших, и взявших на себя обязательства, накладываемые брачной связью. К подобным примерам можно отнести образование слов из букв, чисел из цифр и т.д.

Характеристики движения и поведения свободных объектов отличны от характеристик тех же объектов в связанном состоянии, то есть движение и поведение последних подчиняется другим закономерностям. Движение связанных объектов не может быть сведено к движению свободных объектов.

Образование качеств является, по-видимому, самым распространенным, всеобщим процессом  природы.

Представляется, что переход к рассмотрению качеств как результату процессов образования связей равносилен переходу от феноменологического рассмотрения явлений к их рассмотрению на сущностном уровне. Подобное можно найти в истории физики: при изучении явления теплоты выяснилось, что это явление обусловлено движением молекул веществ или фотонов света.

Понимание процесса образования качества поможет рассмотреть с новых позиций такие проблемы как обоснование качественного разнообразия и единства мира, редукцию одних явлений к другим, «главенство» целого над частями и некоторых других онтологических проблем.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Перспективы развития представлений о генезисе качества, как видится, могут быть связаны с системным подходом, рассматривающим объекты как образования, состоящие из элементов и связей между ними. Системный анализ, имеющий значительные успехи, странным образом не располагает средствами для изучения генезиса эмерджентных свойств систем, являющихся основным сущностным признаком самих систем. Хочется надеяться, что взаимодействие философии и системного подхода приведет к значимым результатам. 

Нечто подобное можно сказать и о синергетике, которая в настоящее время является феноменологическим методом исследования. Изложенные представления, возможно, позволят перейти к сущностному рассмотрению синергетических процессов.

В заключение хотелось сказать несколько слов о понимании физических явлений, вытекающем из предлагаемого подхода. Как известно, одной из основных задач, для решения которой был построен Большой коллайдер – это поиск бозона Хиггса, являющегося, по представлениям физиков, источником массы частиц. Приведенные соображения о генезисе качества наводят на мысль о том, что, скорее всего, масса является результатом процесса образования неких связей между безмассовыми объектами – квантами света. Вспомним, что при взаимодействии высокоэнергетических безмассовых квантов света возникают частицы с новым качеством – массой (электроны и позитроны). То есть масса является результатом некоего процесса, а не привносится отдельно чем-то извне. Такое привнесение напоминает старые истории с теплородом, флогистоном и т.д.

По последним данным об опытах на коллайдере во всех предполагаемых областях энергетического существования бозона Хиггса  его следы не обнаружены. Это говорит об актуальности более тесного взаимодействия философии и физики в областях, в которых из-за нехватки фактического материала физика пытается продвигаться на ощупь.

 



[1] Аристотель. Метафизика // Там же. Т. 1. – М.: Мысль, 1978. – С. 231.

[2] Солопова М.А. Анаксагор // Античная философия. Энциклопедический словарь. – М.: Прогресс-Традиция, 2008. – С. 110-111.

[3] Солопова М.А. Демокрит // Там же. – С. 312.

[4] Майоров Г.Г. Теоретические основания философии Г.В.Лейбница: Учебное пособие / Г.Г. Майоров. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: КДУ. 2007. – С. 124.

[5] Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник. – М.: Наука. – С. 322.

[6] Силков С.В. Ньютон // История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. – С. 726.

[7] Там же. – С. 334.

[8] Фридрих Энгельс. Диалектика природы. – Л.: ОГИЗ, 1948. – С. 41.

[9] Там же. – С. 44.

[10] Агудов В.В. Количество, качество и структура // Вопросы философии. 1960. № 8; Ильин В.В. Онтологические и гносеологические функции категорий качества и количества. – М.: Высш. школа, 1972; Кузьмин В.П. Системное качество // Вопросы философии. 1973. № 9-10; Ахлибининский Б.В., Храленко Н.И. Теория качества в науке и практике: методологический анализ. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989; Дмитриев Ю.Я. Категории качества, количества и меры в историко-философском процессе. Генезис. Закономерности развития. Функции. – М., 1995; Матронина Л.Ф. Введение в философию качества: Учебное пособие / 2-е изд., испр. и перераб. – М.: МИРЭА, 2007; Арлычев А.Н. Качественный аспект мира и его познание. – М.: Наука, 2001.

[11] Королев А.Д. Бытие: латентность и виртуальная реальность: Учебное пособие, – М.: МГТУ «СТАНКИН», 2004.


Вернуться назад