ИНТЕЛРОС > №1, 2012 > Философия и искусство Серебряного века в судьбе России

Горина И.В.
Философия и искусство Серебряного века в судьбе России


11 июня 2012

28-30 апреля 2011 года, в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете (ИНЖЭКОН), состоялась Всероссийская научная конференция (с международным участием), посвящённая проблематике философии и искусства Серебряного века в судьбе России. Проведение конференции было сопряжено с юбилейной датой – 155-летием со дня рождения русского мыслителя Василия Розанова.

Организаторами конференции стали: кафедра философии Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (ИНЖЭКОН), Санкт-Петербургское философское общество, Ассоциация искусствоведов (общероссийская общественная организация историков искусства и художественных критиков), кафедра отечественной и зарубежной культуры Санкт-Петербургского государственного Политехнического университета, кафедра общественных дисциплин филиала СЗАГС (город Сосновый Бор, Ленинградская обл.), Санкт-Петербургский государственный Музей-институт семьи Рерихов, философско-культурологический центр «Cairos», первичная организация СФО – Философское общество «Мировоззрение» (город Сосновый Бор).

В конференции приняло участие 47 человек, из них 10 докторов и 24 кандидата наук.

══════

В ходе конференции было проведено пленарное заседание в двух сессиях: «В.В. Розанов: круг философских странствий» и «Серебряный век: декаданс, ренессанс, предвосхищение…», а также три параллельные сессии: «Круглый дом» В.Розанова: топология культуры», «Каменная задумчивость»: жанр и стиль розановского письма», «В.Розанов: «Вкус бытия». Специфика названий пленарного заседания и параллельных сессий были связаны с образно-метафорическим языком символизма, ставшего визитной карточкой русской философии и искусства начала ХХ века.

На первой сессии пленарного заседания были заслушаны доклады: Трофимовой Елены Александровны «Космизм в философии и искусстве Серебряного века», Фатеева Валерия Александровича  «Борьба Розанова с «либеральным террором» за репутации и наследие «литературных изгнаников», Гориной Ирины Владимировны «Василий Розанов – современный и своевременный», Евлампиева Игоря Ивановича «Ницше и Розанов о христианстве». В докладах первой сессии пленарного заседания была заявлена магистральная линия и проблематика философско-эстетических исканий Серебряного века, связанная с идеями космизма о целостности органического бытия природы и человека в перспективе духовно-материального преображения человечества через раскрытие творческого потенциала каждой отдельной личности; представлена проблематика взглядов В.В. Розанова относительно представителей прогрессивного консерватизма Н. Страхова и К. Леонтьева, являвшихся его духовными наставниками; выявлено своеобразие со-бытийного метода философствования В. Розанова, позволяющего многим его идеям быть современными и своевременными и по сей день; раскрыты и сопоставлены взгляды Ф. Ницше и В. Розанова на историческую судьбу учения Христа, в которых актуализировалась библейская тема мучительных вопрошаний Иова к ветхозаветному Богом через призму идей Ф.М. Достоевского и его спора с новозаветным Богом.

Во второй сессии пленарного заседания интересную дискуссию вызвали доклады: Субетто Александр «Космическая философия Серебряного века и Ноосферный Прорыв России в XXI веке», Чебанова Сергея Викторовича «Серебряный век или декаданс? (по материалам личных воспоминаний)» и Любимовой Татьяны Борисовны «Русская философия жизни». Тематика выступлений позволила увидеть парадоксальные грани эпохи рубежа XIX-XX столетий, когда, по словам Н. Бердяева «были открыты новые источники творческой жизни», соединяющие чувство заката и гибели жизни с надеждой на её преображение. Смысловое содержание докладов позволило обсудить суть «гордиева узла» общественных и мировоззренческих противоречий Серебряного века, выразившихся в сочетании ноосферного прорыва в области интеллектуальной мысли с морально-нравственным декадансом чувственной сферы жизни. Определённым примирением двух направлений развития человека в этот исторический период стал уход от действительности в субъективно-индивидуальное существование, поиск истины в области философии жизни, собственного уединённого от всех миросозерцания и мироощущения. Собственно, и ноосферные прорывы к положительному всеединству и чувственный пессимизм декаданса, явились всё тем же проявлением индивидуального творчества как мировоззренческой составляющей философии жизни.

В параллельных сессиях «Круглый дом» В.Розанова: топология культуры» и «В.Розанов: «Вкус бытия» были заслушаны доклады, посвящённые практике определения топоса культуры деятелями философии и искусства Серебряного века. В прозвучавших докладах ключевая фигура Василия Розанова (доклады А.С. Степановой «Василий Розанов: метафизика истории» и И.А. Иванова «Византизм в восприятии В.В.Розанова») была дополнена именами Павла Флоренского, Сергея Булгакова (доклад А.Ю. Григоренко «Древнерусские сюжеты в философии Серебряного века»), Николая Рериха (доклад Ю.Ю. Будниковой «Семья Рерихов: истоки освоения духовного наследия Востока»), Михаила Пришвина (доклад Д.А. Миронова «Учитель и ученик: Розанов и Пришвин»). Круг современников Розанова создал символический образ ментального странничества, связанного с определением своего места в бытии. Каждому из искателей истины в эпоху Серебряного века пришлось ответить на вопрос: «кто ты, человек, ищущий истину: вестник, изгнанник, пророк?», «где твоя духовная родина?». И в этом ментальном круге познания феноменов культуры Востока и Запада, в творчестве каждого русского мыслителя обозначилась важнейшая тема возвращения домой – тема открытия своей судьбы и судьбы России (доклады Л.Е. Артамошкиной «Топология биографии и текста», Е.М. Гашковой «Дом: пространство обыденности» и В.Б. Малышева «Метафора «дома» в семиотике человеческой телесности»).

В докладах параллельной сессии «Каменная задумчивость»: жанр и стиль розановского письма» исследовалась проблематика поиска формы слова и стиля письма, тождественных как авторскому мирочувствию, так и процессам объективной реальности. Соотнесение внешнего и внутреннего плана в со-бытийности письма было представлено через герменевтическое истолкование понимания (доклад А.А. Фролова «Концепция понимания» В.В.Розанова: опыт истолкования»), экзистенциальный аспект привязанности (доклад Б.Ф. Шифрина «Привязанность как универсалия жизни»), интенциональный метод поиска жанра (доклад Д.А. Миронова «Розанов как мастер интенций (мысли к обоснованию жанра)») искусствоведческий анализ поэтики символизма (доклад Н.Е. Мусиновой»Василий Розанов и поэзия Серебряного века») и концептуальное представление феномена веры в письме (доклад А.А. Грякалова «Письмо и опыт веры: литературное представление (Александр Пушкин – Василий Розанов – Сигизмунд Кржижановский). Многообразие философских позиций анализа розановского письма позволило провести плодотворную дискуссию, сопряжённую с трудно фиксируемой, специфической динамикой сознания по формообразованию мысли в слово и слова в смысловое письмо, которая, с позиций религиозного мировоззрения, определяется процессом становления слова плотью (феноменом «оплощения» духа в форме).

Философские изыскания участников конференции были дополнены художественной и культурной программой, посвящённой Серебряному веку. В её рамках состоялись выставки современных санкт-петербургских художников: Николая Цветкова «Карты судьбы» (графика) и Вячеслава Панфилова «Время Мнемозины». Символическое прочтение пространства судьбы и тайны времени, заключённых в знаках, культурных образах, обыденных предметах, старых часах, забытых гербариумах, создавало мистический ландшафт художественной реальности, в котором каждый мог увидеть определённую картографию своего земного существования.

Тема пространства и времени в изобразительном искусстве, была продолжена художественными образами музыкально-поэтического салона «Серебряная Лира в излучине времён», который состоялся на базе СПб государственного Музея-института семьи Рерихов. Его целью было воссоздание атмосферы салонной жизни начала ХХ столетия, где шла наработка новых жанров, стилей и направлений в искусстве. Стержневой темой салона стал античный миф об Орфее и Эвридике, с идеей поиска своей сокровенной мелодии – своего solo в противостоянии силе рока и смерти. Поиск своей мелодии, своего голоса был представлен философами-участниками конференции. В их литературном творчестве нашли своё отражение поэтические направления Серебряного века: акмеизм (Античная мистификация «Лук и Лира». Исполнитель: Ирина Горина), футуризм («Футуристические настурции». Верлибр как универсальный жанр поэзии. Исполнитель: Наталия Мусинова), литературный авангард («Литература ХХ века и современный авангард». Исполнитель: Александр Горнон) и импрессионистическая проза («Говорящая живопись». Исполнитель: Данила Миронов). Воссоздание, переживание атмосферы ушедшей культурной эпохи, позволило участникам конференции глубже понять и осмыслить трагедию России в ХХ столетии. Блестящий, чувственно-интеллектуальный эстетизм Серебряного века был уничтожен в горниле Первой Мировой войны, русской революции и гражданского кровопролития. Розанов, как и многие его современники, разделил свою судьбу с исторической трагедией Родины. Завершающим аккордом конференции стало решение о создании и установлении памятника (или памятной доски) Василию Васильевичу Розанову в городе Санкт-Петербурге. Проект поддержали все участники конференции.


Вернуться назад