ИНТЕЛРОС > №1, 2012 > Философия здоровья и радости или потребления?

Заболоцкая И.К.
Философия здоровья и радости или потребления?


11 июня 2012

Философия – не отвлеченное умозрение, а врачевание страданий человека и открытие пути к здоровью, радости и безмятежности. Поэтому философия и медицина так близки между собой. Так считал в Древней Греции Эпикур.

Так можно трактовать учение киников. 

В наше время в обществе потребления аскетическая философия киников не популярна. Потребление ратует само за себя, его не нужно аргументировать. А аскеза? Киники писали так: «Приучайтесь обходиться малым – это сближает нас с Богами, противное же удаляет и вам, занимающим среднее положение между Богами и неразумными животными, станет возможным уподобиться высшему роду, а не низшему». Этика киников основывалась на силе духа.

Люди сейчас тоже претендуют на сближение с Богом, что называется, другим путем. Не силою духа – изнутри человека (самосовершенствование), а силою  материи – внешнего могущества (прогресс). Замечательные открытия науки внедряются в жизнь через технику, технологию, доставляют удовольствия комфорта и потребления. И нужно признать: человек стал жить дольше.

Но   главенствует сейчас не дух, а тело. Тело царствует, но тело не становится при этом здоровее, сильнее, а только толще, изнеженнее и требовательнее. Тело заставляет человека впрягаться в бесконечную гонку за удовольствиями и связанными с ними материальными благами. Человек отчужден и от других-конкурентов и даже от самого себя. В учебниках ставится задача – «воспитания потребности в здоровье». Болезни и угроза смерти не останавливают чрезмерности потребления. Не говоря о глобальных проблемах, которые ставят на повестку дня существование жизни на земле. Духу отводится место в церкви  в выходные дни, он  явно недостаточно руководит жизнью человека. Слабость духа приводит к чрезмерному потреблению. Потребление же стало своего рода наркотиком. А наркоман не хочет осознавать недопустимость своего поведения, гибельность его.

С другой стороны без пищи, одежды,  домов и пр. не обойтись. Мало кто захочет взять плащ и котомку киника и отдаться воле судьбы. Страшно смотреть на людей, которые вынуждены это сделать – бомжи.

Как же найти Меру – здоровые, гармоничные отношения между духом и телом, между человеком и обществом?

══════

Сделаем попытку. Нужно остановить свой неудержимый бег потребления  и заглянуть внутрь самого себя… И начать двигаться в своем ритме. Так ты становишься «другом самому себе». (Сенека) 

Если человек  уменьшит свой темп жизни,  пойдет, а не побежит, то он попадает в определенную точку,  центр – и все становится хорошо. Хорошо, прежде всего, тебе – ритм движений доставляет приятное ощущение. Ты действуешь ни быстро, ни медленно, а ладно, в Меру! Хорошо становится не только тебе, а всему вокруг – природе, например. Жизнь вдруг становится гармонична. Ведь «торопливость – главный источник заблуждений». ( Дени Дидро) В ХV11  веке Блез Паскаль писал: «Смотреть на картины слишком близко или уж совсем, издалека – одинаково плохо, должна быть одна неизменная точка, с которой  картину видно лучше всего. Другие точки зрения слишком близки, далеки, высоки или через, чур, низки. В искусстве живописи перспектива помогает определить такую точку, но кто возьмется сделать это в вопросах истины или морали?» и добавим от себя – в вопросах здоровья.

Переворачиваем круг жизни, где в центре Продукция, а не человек.  Ставим в центр Человека. Он не торопится, работает с Радостью. Здесь важен сам процесс работы. О такой работе средневековых переписчиков писал великий русский мыслитель и подвижник Н.Ф. Федоров. «Буквы готические и уставные, выводимые с глубоким благоговением, с любовью, даже с наслаждением, исполняемые, как художественная работа, как молитва…эти люди переписчики, чаявшие блаженство в будущем, предвкушали его в настоящем, находя удовольствие в самом труде». Н.Ф.Федоров  жил в конце Х1Х, начале ХХ века так отзывался об ускорении жизни современного ему общества: «скорость не наполняет души, а производит в ней пустоту, ибо прогресс жертвует душою ради увеличения предметов чувственного удовольствия».

Итак, процесс труда стал  приятным, но  есть «но» – результат. Понятно, что если человек работает с удовольствием, то он меньше работает и соответственно получает меньше. Это приводит его к необходимости меньше потреблять. Получается, по высказыванию древнегреческих мудрецов – ничего сверх Меры – добавим, ни потребления,  ни работы. А Мера – радость, равновесие. (Работают здесь и разум и чувства.)  Такое сокращение потребления  будет благотворно только в случае, если человек самостоятельно будет себя ограничивать. Любое насилие  не может вызвать положительные эмоции, а они – основа выздоровления. Умеренность и радость – простые и эффективные средства  улучшения здоровья человека и продления его жизни. Так, известно, что раны быстрее заживают у победителей.  Умеренность во всем – в тепле, например, приводит к закаливанию. Это замечательное средство от простуд – самых распространенных заболеваний.  Сердечно-сосудистые заболевания являются убийцей № 1 человечества. Согласно работе Ю.С.Николаева «Голодание ради здоровья»(1988) голод лечит не только гипертонию, но и депрессию, атеросклероз, желудочно-кишечные, кожные заболевания, аллергию и др.  Прекрасно! Но мало того, человек, таким образом, продлевает себе жизнь. Так хирург Амосов, живя между голодом и сытостью  при немалой физической нагрузке, дожил до 89 лет. Природа – мать награждает своих наиболее понятливых учеников не оценками, а жизнью, долгой жизнью. Главное, не ошибиться в ее «указаниях» – страдании и смерти – не примеряться с последними, как с неизбежностями.  В случае же правильного пути она – Природа становится «живоносной», по словам Н.Ф.Федорова.

Поэтому на Востоке так почитают старших – «отличников» класса жизни. Они – ходячая мудрость. Кстати, в настоящее время Япония  находится на первом месте в мире по продолжительности жизни. Быть может, это связано не только с уважением к старшим, но и с кабинетами голодания во многих поликлиниках, умением довольствоваться малым при растущем уровне жизни. В.Дорофеев для продления жизни кроме  пищевого голодания использовать кислородное голодание (высокогорье,  гимнастика), информационное голодание – сон. Такое утверждение правомерно, известно, что многие долгожители – горцы, а в горах меньше кислорода,  да и еда скудна.   Самоограничение перспективно. В литературе приводятся эксперименты Алексиса Карела с живой клеткой, которая  не умирала, пока ее промывали физиологическим раствором.

Итак, Человек неторопливый становится легче, подвижнее, здоровее и, видимо, красивее. Кроме того, он становится  нравственным. Ведь меньше потребляешь, больше другим остается. А уж это – задача – задач – открытие «Источника добра». Оказывается, эгоизм и альтруизм могут находиться в единстве, если есть Мера. При этом облегчается ноша природы – очиститься мир вокруг нас. Ведь меньше потребления, значит, меньше сырья будет использоваться и меньше образуется мусора, отходов. То есть, улучшится экология. А ведь нас предупреждают, что мы находимся на пороге экологической катастрофы и ощущаем ее по изменению погоды.

Отпадает безработица. Если работать немного, то ее хватит на  всех. Меньшее потребление, облегченный труд создаст возможность улучшения качества продукции. Ведь если делать мало продукции и с удовольствием, то почему бы не делать ее отлично и без химических добавок – ведь их нужно не много. Становится не нужной жесткая специализация – она связана с огромной продуктивностью. И тогда открывается возможность  менять профессии в течение жизни. Разнообразная, нетрудоемкая работа в свое удовольствие будет по-настоящему воспитывать людей. Они станут, сравнимы с мастерами эпохи Возрождения. Право, уход от общества потребления (который нам навязывают с Запада) в лучшее, здоровое, радостное будущее весьма заманчиво!

И согласитесь – это единственный выход из создавшегося положения. Причем, это реально и действительно зависит от каждого из нас. Какой другой путь можно найти кроме уменьшения скорости и потребления по своей Мере?

По мысли Джованни Пикоделла Мирандола, Бог предоставил человеку возможность творить самого себя. Сейчас это становится необходимостью.

 


Вернуться назад