ИНТЕЛРОС > №1, 2012 > Пределы распространения веры в познании

Пределы распространения веры в познании


11 июня 2012

Исследование познавательного статуса веры, осуществляемое на протяжении многих столетий, способствовало раскрытию важных особенностей этого феномена как элемента познания.

Проблема заключается в том, что вера может выступать в качестве элемента познавательного процесса. При выявлении места веры в познании следует искать между очевидностью (истинностью, пониманием) и мнением. Вера возникает в момент, когда мнение уже преодолено, а очевидность (истинность, понимание) ещё не достигнуто.

В качестве элемента познавательного процесса вера представляет собой сложное образование, складывающееся из ряда собственных элементов и обладающей соответствующей им структурой.

В вере четко обнаруживается три элемента – убеждение, правдоподобие и сомнение. Благодаря единству этих элементов вера обладает присущей ей особенностью, заключающейся в том, что эти элементы взаимодействуют внутри веры и определенным образом деформируют друг друга. И поэтому оказываются нетождественными собственно убеждению, правдоподобию и сомнению, имеющим место вне веры.

Поскольку вера может выступать в качестве элемента познания, то возникает вопрос о соотношении субъекта веры и субъекта познания. Не вызывает сомнения, что субъект веры – явление более ограниченное в определенном смысле, чем субъект познания, ибо познание не сводится к использованию веры подобно тому как вера имеет место всего лишь на некоторых его этапах.

Критерием ограничения веры в познании является сфера рационального. Главная особенность веры как знания проявляется в тождестве конечного сознания с бесконечным содержанием. Научное знание – отношение конечного с конечным, где имеет момент опосредования в виде анализа, абстрагирования и т.д. такое знание остается в рамках своего принципа и сохраняет в этом отношении непосредственное тождество с собой при всех формообразованиях.

Однако невозможно представить себе познание полностью отделённое от веры. Занимая в познании строго определенное место, вера оказывается необходимой, когда субъект в своей познавательной деятельности основывается на недостаточно очевидных суждениях. Далее верой определяется незавершенность некоторых этапов познания, создающей препятствие для последующих исследований.

Преодоление этих препятствий становится возможным при помощи веры, хотя роль, которую она играет, зависит от разновидности и уровня познания. В отличие от мнения, вера придает результатам познания очевидность и четкую направленность. Поэтому познание и вера должны рассматриваться в неразрывном единстве, где вера выступает в качестве полноправного элемента, а познавательный процесс включает в себя наряду с множеством других элементов и веру. В качестве познавательного феномена вера складывается на основе определенного состояния познания и в соответствующих случаях вплетается в него, входя в систему других познавательных феноменов.

Ввиду этого вера заслуживает со стороны исследователей не меньшего внимания, чем любой другой элемент познания. В свете этого неправомерно отрицать роль веры в познании, но и не возводить её в абсолют.


Вернуться назад