ИНТЕЛРОС > №1, 2012 > Современная теория эволюционной систематики

Алексеев А.С.
Современная теория эволюционной систематики


11 июня 2012

Монография Эпштейна В.М. Философия систематики: В 6-ти книгах

В течение последних 15 лет В.М. Эпштейн, один из крупнейших современных биологов-систематиков, член Российского философского общества, живущий и работающий ныне в Германии, опубликовал фундаментальный труд «Философия систематики» в 6 книгах: «Методология, история, системный подход» (Харьков, 1999, 366 с.); «Современные проблемы теории систематики» (Москва, 2002, 325 с.); «Принципы построения теории систематики и проблема целостности организма в истории биологии»  (Москва, 2003, 352 с.);  «Теоретическая систематика. Часть первая. Идиографическая систематика» (Донецк, 2004, 432 с.); «Теоретическая систематика. Часть вторая. Номотетическая систематика» (Гельзенкирхен, 2009, 213 с.); «Общая теория развивающихся систем. Прогресс в живой природе и обществе» (Гельзенкирхен, 2011, 182 с.).

Монография написана в соответствии с философской теорией уровней научного знания (Степин, 1992), которая впервые использована для анализа развития эволюционной биологии на историко-научном и личностном уровнях. Важно, что ее автор опирается на многолетний опыт работы профессионального зоолога. Общее число его публикаций (около 70) по систематике модельного объекта (семейство Рыбьих пиявок) превышает суммарное количество работ всех других авторов прошлого века вместе взятых, Он открыл большое число новых видов из континентальных водоемов Палеарктики, Байкала, северной части Тихого океана, морей Антарктики. Ему принадлежит анализ закономерностей мирового географического распространения рыбьих, система семейства на уровне подсемейств (теперь она считается традиционной), триб и родов, предложена гипотеза о филогении семейства с привязкой к палеонтологической летописи. 

Первые три книги содержат формулировку проблемы, размышления о путях ее решения в свете собственного опыта и установок историков, логиков и методологов науки.

Книга четвертая посвящена идиографической систематике – теории описания видов, их классификации и классическим методам реконструкции филогенеза. Новизна этой работы состоит в отказе от понимания естественной классификации как классификации монофилетической (т.е. с единственным предком или предковой группой). По мнению автора, Ч. Дарвин в «Происхождении видов» высказал мнение, что всякая научная классификация отражает «до известной степени» генеалогию, однако утверждение, будто классификацию надо строить по генеалогии или рассматривать ее в качестве классификации монофилетической принадлежит его последователям. Оно вносит в практику традиционной систематики ситуацию замкнутого круга: классификация строится по филогении, а филогения экстрагируется из классификации. В.М. Эпштейн возвращается к трактовке естественной классификации как она дана в «Философии ботаники» К. Линнея – классификации строятся только по апостериорной оценке общего сходства. Внесение в нее любых априорных элементов, которыми переполнено множество современных машинных методов построения классификаций, по определению превращает ее в искусственную. Идиографическая систематика в целом соответствует эмпирическому уровню научного знания.  

Книга пятая содержит решение проблем, поставленных Э. Майром и  М. Рьюзом по отдельности. В ней изложена теория эволюционной систематики в виде системы законов филогенетики и постулатов систематики, соответствующих определениям этих понятий (21 закон и 15 постулатов). Те и другие в результате логического исследования представлены в качестве системы аксиом и теорем (11 аксиом и 25 теорем) эволюционной биологии.

Номотетическая систематика в целом соответствует теоретическому уровню научного знания в физике, которая в данной ситуации вновь оказывается примером научного совершенства для эволюционной биологии.

Книга шестая посвящена общей теории развивающихся систем. Ее истоки – в литературе 60-х гг. В 1964 г. была опубликована статья С.Р. Микулинского о сходстве  развития науки с процессом макроэволюции по А.Н. Северцову (1939). Позже была опубликована знаменитая книга Т. Куна «Структура научных революций» (1977), анализ которой показал еще большую общность обоих процессов, чем можно было предполагать. Однако в этих теориях имеются недостатки, которые, по-видимому, привели С.Р. Микулинского (1988) к мысли, что сходство указанных процессов сводится к поверхностным аналогиям. В.М. Эпштейн показал, что если изъять из теории Северцова противоречащее ей утверждение о возможности прогрессивной эволюции путем «общей дегенерации», интерпретируя его как процесс усложнения адаптаций к пассивной жизни (наряду с упрощением органов активной жизни),  то становится понятным, что речь идет об общих путях преобразования развивающихся систем. Кроме того, В.М. Эпштейн ввел в обе теории принцип обратной связи. На этом основании была сделана попытка применить эту теорию, сформулированную в более абстрактной форме, к объяснению некоторых закономерностей жизни общества. В итоге оказалось, что в случае более абстрактных формулировок аксиом и теорем, аксиоматическая система эволюционной биологии превращается в аксиоматическую Общую теорию живых развивающихся систем.  До сих пор было много интересных попыток создать такую теорию, однако аксиоматическая теория  В.М.Эпштейна аналогов не имеет. В этой теории утверждается, что прогресс живой природы и общества подчиняется общим закономерностям развития живых систем. Следовательно, статус социальных законов понижается. Зато им придается качество естественных законов, которые в условиях человеческого общества действуют иначе, чем в дикой природе, но  соответствуют общему критерию естественности. Разумеется, данная теория является одной из возможных идеальных моделей, и не более того, однако она может иметь практическое приложение. Например, с позиций дарвинизма, численность любого вида в дикой природе автоматически регулируется в ходе борьбы за существование. Судьба человечества также зависит от его численности, но естественный отбор в обществе играет подчиненную роль. В.М. Эпштейн считает, что возникает необходимость общих и региональных программ теоретически обоснованного регулирования численности населения. Они должны быть направлены, прежде всего, на улучшение благосостояния всех людей и всех социумов на Земле, а не на автоматическое обслуживание стихийного увеличения численности человечества, которое вплоть до предполагаемой естественной стабилизации, будет сопровождаться увеличением числа  голодающих.

Все шесть книг написаны ярким и в то же время ясным языком, легки для усвоения непростых вопросов биологической философии. К сожалению, малые тиражи и трудная доступность этих книг, опубликованных в разные годы в различных городах и странах,  существенно снижает их важное значение для развития биологии и философии. Можно порекомендовать автору разместить на его сайте в сети Интернет www.epshteintaxonomy.de  все книги «Философии систематики», где они, несомненно, найдут своего благодарного читателя.


Вернуться назад