ИНТЕЛРОС > №2, 2011 > Об эвристическом потенциале учебно-образовательных Интернет-проектов

Гладышева С.Г., Матронина Л.Ф.
Об эвристическом потенциале учебно-образовательных Интернет-проектов


14 ноября 2011

«Русский космизм: философия, наука, искусство» – так назывался Интернет-проект, предложенный студентам МИРЭА, в год 50-летия полета человека в космос (апрель-май, 2011 г., сайт: http://philosoper.users.ru). Основная цель проекта – пробудить интерес студентов к тому особому настроению умов, благодаря которому наша страна стала «пионером» в освоении космического пространства. Более того, подразумевалось, что через освоение идей русского космизма для них открывается возможность глубже понять отечественную историю, увидеть связь между космическим прорывом и радикальными социальными преобразованиями прошлого столетия.

Основу сетевого проекта составили разнообразные (и по форме, и по содержанию) медиапроекты, выполненные студентами. Анализ представленных работ показал, что студенты достаточно хорошо освоили направление «Русский космизм в искусстве»: помимо обзорной презентации с таким названием, знакомящей с основными представителями «космической» живописи и поэзии, в основном, рубежа XIX-XX вв. (Семенов А.), а также презентации по лучизму (Шегай О.) особо можно выделить работы, посвященные теме космизма в советский послевоенный период: «Художник Г. Голобоков», «Космическая и научно-фантастическая живопись», «Фантастика в советской литературе». Тема: человек и космос, человек в космосе – после полета Гагарина становится актуальной во всем мире и, конечно, в нашей стране. Из фантастики она переходит в реальность и воспринимается как осуществление планов и проектов космистов XIX – первой половины XX вв. Началу освоения космоса соответствовал новый виток «космического» мировоззрения. Прежде всего, оно выразилось не в философии, но – в искусстве. Доклад студента К. Ржавинского «Фантастика в советской литературе» можно рассматривать как введение в тему. Презентация «Иван Ефремов» (М. Ульянов), на наш взгляд, очень удачная, развернутая иллюстрация к одной из частей доклада. Ее тема: преображенный человек преображает космос; светлое начало человека и Вселенной. В научно-фантастической оболочке воплощена мечта космистов о преображении реальности человеком, сумевшим раскрыть свой творческий потенциал. Презентация В. Рябцова посвящена живописи: космонавт А. Леонов[1] и художник А. Соколов, лишь в воображении представляющий космический полет, создают картины вместе, в одном ключе. И этот «ключ» созвучен перспективе, обрисованной Ефремовым в «Туманности Андромеды». То же можно сказать и о живописи художника Геннадия Голобокова. Студентка Н. Правикова представила презентацию о малоизвестном сегодня художнике с «каноничной» советской биографией, подобной биографии Павла Корчагина, в которой главная тема – преодоление, победа духа над телом, света над темнотой отчаяния. Тема его полотен перекликается с фантастикой И. Ефремова: воспевается преображенный человек – покоритель космоса. Еще одно открытие – в презентации А. Пилосяна: фотографии Фредерика Шубина, опубликованные в книге под названием: CCCP: Cosmic Communist Constructions Photographed («Космические Коммунистические Конструкции в фотографиях»). В ней представлена прекрасная подборка «космической» архитектуры, хотя далеко не полная. Здания советских архитекторов – оригинальные произведения, развивающие космическую тематику. «Космический стиль» эпохи «застоя», это, скорее всего, не следование идеологической конъюнктуре, но выражение глубинных оснований коммунистической идеологии – в духе космизма. В презентациях Правиковой Н., Пилосяна А. мало иллюстраций, но главная их ценность – в самом обозначении темы.

Подведение итогов показало вполне прогнозируемый результат: произошло первое знакомство с темой. Ее глубинное «ядро», выраженное В.С. Соловьевым, С. Булгаковым, Н.А. Бердяевым, оказалось как бы «за кадром», вне сферы студенческих интересов. Религиозно-философское направление оказалось представлено лишь одним мыслителем – Н.Ф. Федоровым, и это не случайно. Уже несколько лет продолжается наше сотрудничество с Музеем-библиотекой Н.Ф. Федорова. Студенты стали постоянными участниками научных семинаров, регулярно проводимых для студентов, аспирантов и молодых ученых (рук. Гачева А.Г., д.филол.н., с.н.с. ИМЛИ РАН). Результат участия студентов в научном семинаре – творческие медиаотчеты; одним из них стал видеопроект «Философия и литература» (Березкина В., Ларионов А.). Наибольший интерес был проявлен к более близкому нашим студентам естественнонаучному направлению русского космизма: есть работы по творчеству К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского; лидирует по популярности В.И. Вернадский – ему посвящено шесть работ. 
Представляется особенно важным, что философия космизма и в целом «космическое» мировоззрение, получает оценку в наши дни, когда многие фантастические идеи космистов рубежа XIX-XX вв. стали привычной реальностью. Сегодня реальностью стали не только ожидаемые «плюсы», но и «минусы», которые не были предугаданы у истоков космического видения мира. Несмотря на ознакомительный характер данного проекта, в некоторых работах были сделаны попытки рассмотрения темы именно в таком ракурсе. Например, в презентации «Космическая философия В.И. Вернадского» (Захаров А., Зайцев Д.) делается вывод о том, что идеи ученого намного опережали то время, в котором он творил. Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем, становятся ясны его пророческие слова о необходимости мыслить и действовать в планетарном аспекте; только сейчас рушатся иллюзии технократизма, покорения природы и выясняется сущностное единство биосферы и человечества. В рамках рассказа о ноосфере как биосфере, преображенной человеческой мыслью, приводятся оптимистические слова Вернадского: «Мы можем смотреть на наше будущее уверенно. Оно – в наших руках. Мы его не выпустим». В дальнейшем авторы дают собственный комментарий к концепции Вернадского и подчеркивают: «Последующее развитие социума показало, что ноосфера – не только средство разрешение проблем, но и сама проблема. Мощь разум может трансформироваться во благо, а может обернуться злом». 

Конечно, в обозначенный срок не удалось реализовать все задуманное – не состоялось широкое обсуждение содержания работ. В связи с чем, организаторы  считают, что этот проект должен получить продолжение и предполагают провести Интернет-конференцию по той же теме в следующем году. В целом же полученные результаты свидетельствуют о том, что идея проведения Интернет-проекта по русскому космизму вполне себя оправдала. Пожалуй, наиболее важный ее итог состоит в том, что участниками был осознан и обозначен эвристический потенциал темы, с которой они соприкоснулись. Раскрытие этого потенциала представляется делом будущего.

В заключение заметим, что сегодня проектный метод, получивший обоснование в работах Дж. Дьюи, Дж. Брунера и других представителей практической педагогики и когнитивной психологии первой половине ХХ века, получает новое «рождение», благодаря внедрению в учебно-образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий. Преимущество проектного метода заключается в том, что в нем преобладает исследовательский компонент: постановка и анализ проблемы, сбор информации, нахождение приемлемых решений, оценка ресурсов и вероятностных результатов, рефлексия по поводу сделанного и т.д.[2] Разработка и применение современных форм и методов обучения на основе медиа- и сетевого проектирования открывает новые эвристические возможности в освоении социально-гуманитарных знаний, формировании критической рефлексии при анализе сложных мировоззренческих и методологических проблем.



[1] Презентацию сопровождал рассказ о том, что С.П. Королев не случайно выбрал для выхода в космос художника.

[2] См. об этом: Информационные и коммуникационные технологии в общем образовании. Теория и практика / Семенов А. и др. – ЮНЕСКО, 2006, с. 165-167.


Вернуться назад