ИНТЕЛРОС > №2, 2011 > Влияние идей В. Парето на формирование социально-философских взглядов Р. Арона

Новичкова Г.А.
Влияние идей В. Парето на формирование социально-философских взглядов Р. Арона


14 ноября 2011

Арон Реймон Клод Фердинанд (14.03.1905 в Рамбервиллере (Франция) – 17.10.1983 в Париже) – французский философ, социолог, политолог и публицист.

Социально-философские взгляды В. Парето оказали большое влияние на формирование философского мировоззрения Арона. Парето так же, как и Арон, критиковал современное ему индустриальное общество и внес немалый вклад в мировую социально-философскую мысль своей теорией вечно циркулирующих элит, эксплуатирующих общество, и логико-экспериментальной концепцией «остатков» (остатки – это чувства или выражение аффектов, слившихся с природой человека). Поняв конкретную социальную реальность, он открыл как неадекватность математического и экономического формализма, так и важную роль чувств в поведении человека. Представляется, что роль и место Парето в истории социальной философии пока еще недостаточно оценены современниками, что вызывает огромное сожаление.

Что же представляет из себя понятие «элита» и «циркулирующая элита» у Парето? Это значит, что любая политическая элита характеризуется формулой правления, приблизительно соответствующей тому, что мы называем идеологией легитимности. Формула правления, или политическая формула – это идея, с помощью которой правящее меньшинство определяет свою власть и старается убедить большинство в ее легитимности. Циркулирующая элита – это такой феномен, который в ходе всей истории осуществляет преемственность привилегированных меньшинств, которые формируются, борются, достигают власти, пользуются ею и приходят в упадок, чтобы быть замененными другими меньшинствами. «Этот феномен новых элит, пишет Арон, которые в ходе непрерывной циркуляции возникают из нижних слоев общества, достигают высших слоев, расцветают, а затем приходят в упадок, разрушаются и исчезают, представляют собой одно из следствий истории, которое необходимо учитывать для понимания великих исторических движений»[1]. Арон перенес идею о важности элит в управлении обществом в свою социальную философию и сделал вывод, что управленческая элита будет по своему характеру иметь олигархические черты, что станет одной из особенностей управления обществом в современном индустриальном мире.

Парето так же, как и Арон, ссылается на работы Маркса и их учения могут быть представлены как критика марксизма. Парето в «Социалистических системах» и Арон в «Этапах развития социологической мысли» подвергли основательной экономической критике «Капитал», в особенности теорию прибавочной стоимости и теорию эксплуатации Маркса. Парето разработал теорию экономического равновесия в терминах индустриального выбора, он рассматривал концепцию труда как чисто метафизическую и целиком устаревшую. Для них марксистское объяснение теории прибавочной стоимости и эксплуатации были все научно бессмысленными. Кроме того, они полагали, что неравенство доходов сохранялось более или менее постоянным во всех обществах; и Парето и Арон доказали как распределение доходов во всех обществах подчинялось определенному математическому закону. Следовательно, изменение распределения дохода путем революций было отвергнуто как Парето, так и Ароном. По мнению Парето и Арона, экономическая рациональность необходима, каким бы ни был режим, и именно по этой причине многие из черт капиталистических экономик должны перейти и продолжать свое развитие в социалистической экономике. Следовательно, напрашивается вывод, что никакая экономика не может быть эффективной без рациональной организации производства, т.е. без подчинения экономическому расчету.

Оба автора оправдывали систему частной собственности и конкуренции из-за их эффективности. Конкуренция была до некоторой степени формой естественного отбора, поскольку, например Парето, взял из социального детерминизма аналогию между выживанием наиболее приспособленных в животном мире и экономической конкуренцией, и социальной борьбой в человеческом мире. Таким образом, экономическая конкуренция, которую Маркс назвал капиталистической анархией, стала в паретовском и ароновском смысле способом отбора, довольно благоприятного для экономического прогресса. Короче говоря, на марксистскую критику капитализма Парето и Арон отвечали, что определенные элементы, разоблаченные марксизмом, могли бы быть в любой системе, что экономический расчет был составной частью современной рациональной экономики, что не существует глобальной эксплуатации труда, поскольку заработная плата имеет тенденцию к устойчивости на уровне маргинального производства, и что понятие прибавочной стоимости не имеет смысла. Для Парето и Арона конкуренция и частная собственность были, вообще говоря, экономическими институтами, наиболее благоприятными для развития богатства.

Таким образом, Парето и Арон оба отвергали марксистскую критику капитализма как научно необоснованную. Но они и не отрицали, что в капиталистической системе существует привилегированный класс, который присваивает значительную часть наличного дохода и богатства. Они также не представляли капиталистическую систему как совершенно справедливую или единственно возможную, Действительно, оба были склонны думать, что капитализм будет развиваться в сторону социализма. Но оба отвергали теорию прибавочной стоимости и эксплуатации и оба отрицали, что социалистическая экономика существенно отличается от капиталистической в отношении организации производства и распределения дохода.

Удивляясь мечтам революционеров, и в особенности марксистов, о справедливом светлом будущем, Парето первый, а затем и Арон научно обосновали экономическое развитие социалистического общества. Они со всей убедительностью попытались доказать, что социалистическая экономика вобрала в себя все недостатки капиталистической экономики. Экономика, которая основывается на общественной собственности на средства производства, и в которой отсутствуют рыночные механизмы и конкуренция, обязательно будет бюрократической. и экономика социалистической системы будет намного менее эффективной с точки зрения развития благосостояния народа.

Арон интересовался многими проблемами и, в частности, проблемами человека, общества и цивилизации. Эти три понятия – человек, общество и цивилизация – неразрывно связаны друг с другом в научном творчестве Арона. По Арону, перспективы развития  современного общества связаны с раскрытием потенциала человека и способностью общества создать условия для реализации этого потенциала, поэтому перед Ароном встает вопрос о месте и роли человека в обществе и цивилизации. Арона всегда интересовала проблема природы человека как его социальной и биологической составляющих. При этом учитывалось, что общество, игнорирующее свободы и интересы человека, способно порождать деспотические режимы. Еще в ХХ веке Ароном была осознана важная истина: общество может быть стабильным и способным к развитию только при условии, если оно будет учитывать природу и ресурсы самого человека.



[1] Pareto V. Les systemes socialistes. P. 1926. Vol 2. P. 24.


Вернуться назад