ИНТЕЛРОС > №2, 2011 > Ярощук Н.З. Логика

Малюкова О.В.
Ярощук Н.З. Логика


14 ноября 2011

Учебник для социологических факультетов и гуманитарных
специальностей. – М.: Волтерс Клувер, 2011. – 248 с.

Логика – одна из самых древних и самых интересных наук. Следует отметить возрастание роли логического знания в высшей школе и повышенного внимания к нему студентов социально-гуманитарных специальностей. Овладение логикой как учебной дисциплиной требует от студентов серьезных интеллектуальных усилий. Существенную помощь при изучении логики может оказать новый учебник по этой дисциплине, написанный проф. Ярощуком Н.З., почетным работником высшего профессионального образования РФ, автором ряда трудов по философии науки, социальной философии и логике. Свыше 10 лет он преподает логику на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Предлагаемый учебник написан на базе реального курса логики, читаемого автором, и впервые публикуется в учебной литературе.

Цель создания нового учебника прописывается автором в Предисловии.

«Раньше логику изучали в средней школе, потом отменили. И теперь то, что недобрали в средней школе, приходится наверстывать в высшей. Профессиональный уровень мышления любого специалиста, особенно в сфере социально-гуманитарных наук, социологии, предполагает овладение основами логической культуры» (с.IV). Основы логической культуры представлены в учебнике следующими разделами: Понятие; Суждение; Основные законы логики; Умозаключение; Выводы из сложных суждений; Индуктивные умозаключения; Умозаключение по аналогии; Логические основы аргументации; Гипотеза. Каждый раздел разделен на параграфы, прописан четко и подробно, такое изложение материала не создает у студентов дополнительных сложностей с его восприятием. Помимо логической проблематики в содержание учебника включена тема, формально относящаяся к общему курсу философии, – «Проблема истинности в социально-гуманитарных науках», однако в стандартных условиях нехватки часов ее изучение в рамках курса логики как философской дисциплины является вполне уместным. Учебник небольшой по объему, компактный. Он дает по каждой теме курса минимум необходимого учебного материала и, в то же время, стимулирует самостоятельную работу студентов. Приложен вспомогательный материал, облегчающий решение логических задач, тесты, иностранные термины и выражения. Даны методические рекомендации, планы семинарских занятий, вопросы для повторения и подготовки к экзаменам. Несомненным достоинством учебника является то, что он отражает тот реальный объем, который может быть прочитан студентам в лекционном курсе. В работе над учебником автор опирался на классическую литературу по логике, до сих пор пользующуюся большим спросом. Это, прежде всего, учебник по логике В.И. Кириллова, А.А. Старченко и учебник по логике А.Д. Гетмановой.

Содержание учебника является успешной реализацией тех целей, которые ставятся при изучении курса логики в качестве непрофильной дисциплины, а именно,  формирование и повышение логической культуры мышления, что предполагает знание правил и законов логики и умение их применять в процессе мышления; овладение навыками правильного мышления, которое крайне важно как для изучения других учебных дисциплин, так и для будущей профессиональной деятельности студентов, уверенного участия в деловом общении, дискуссиях, спорах и оптимальной ориентации в сложной общественно-политической обстановке.

Несомненные достоинства учебника предполагают указание того места, которое он должен занять в современном перечне учебников по логике. В первую очередь, среди классических учебников необходимо назвать «Логику» В.А. Бочарова и В.И. Маркина, посвященную символической логике, или «Современную логику» А.М. Анисова. Однако, по мнению Ярощука Н.З. и мнению хорошо аргументированному, у этих учебников  «высокий научно-методический уровень», «но их лучше воспринимают студенты, в большей степени теоретически подготовленные» (с. VI). Сам автор не скрывает содержательного родства своего учебника с учебниками В.И. Кириллова, А.А. Старченко и А.Д. Гетмановой. Следствием этого и становится утрата современного содержания символической логики. Позиция автора по этому вопросу такова: «Подобно математике, поднимающейся от арифметики к алгебре, так же и логика переходит от формальной (традиционной) к математической (символической). Некоторые специалисты по математической логике не очень уважительно относятся к логике традиционной. Но ведь не овладев арифметикой, невозможно разобраться в премудростях алгебры. Изучение формальной логики есть начальный и необходимый этап для ориентации в сложной и разветвленной системе логики символической. Учитывая лимит учебного времени, в течение одного (или даже двух) семестров можно вплотную приблизиться к положениям символической логики, элементы которой в обязательном порядке включены в курс формальной логики» (с. IV). Такая позиция не вызывает положительной реакции у специалистов по логике, считающих необходимым изучение именно математической, а не традиционной логики. Однако, пока специалисты спорят, студенты должны  иметь возможность учиться и учиться по хорошим учебникам, к которым, несомненно, можно отнести «Логику» Ярощука Н.З. Его учебник адресован студентам социологических, социально-гуманитарных специальностей и соответствует требованиям государственного образовательного стандарта для этих специальностей. При последующих переизданиях учебника было бы  вполне уместным изменение его названия на «Основы логики для  социологических факультетов и гуманитарных специальностей», ибо содержание современной логики все-таки не совпадает с содержанием «Логики» автора.


Вернуться назад