ИНТЕЛРОС > №3, 2011 > Биополитика – рождение и развитие

Роднова Н.Н.
Биополитика – рождение и развитие


16 января 2012

Жизнь не стоит на месте и ставит перед философами новые вопросы для осмысления. Как человек изменяет планету? Не грозят ли эти изменения существованию самого человека? Как человек изменяет космос и к чему это может привести? Существует ли разница между человеком природным и человеко-роботом, созданным человеком? Как вести себя в том случае, если будет установлен контакт с другой внеземной цивилизацией? С трудом, но всё-таки поняв, что нельзя беспредельно развивать индустрию и неограниченно использовать ограниченные земные ресурсы, человечество, наконец-то, стало задумываться над тем, как организовать жизнь так, чтобы не уничтожить свою интел-лектуальную цивилизацию, которая создавалась в течение тысячеле-тий.
Онтологические, гносеологические и аксиологические возможности социального познания начали перекликаться и объединяться с медицинскими, генетическими, электронными и даже математическими возможностями, поэтому постоянно идет поток новых открытий в области изучения человека и становится всё более трудно дать окончательное, наиболее общее и фундаментальное определение понятию категории человек.
Возникшая в середине прошлого века тенденция сближения биологии с науками о человеке и обществе дала толчок к возникновению отдельной области научного знания – гуманитарной биологии, которая, в свою очередь, объединила ряд профильных дисциплин, таких как биополитика, биосемиотика, биоэтика, биоэстетика и ряд других. В последние годы в науке также наблюдается смелое переплетение методов исследования даже в далеких друг от друга областях. Так, например, в научном журнале Bioinformatics Оксфордовского университета (Volume 22, Number 14, July 2006) в статье «Классификация протеина с использованием онтологической классификации» («Protein classification using ontology classification») авторы К. Волстенкрофт  (Wolstencroft, K.), П. Лорд  (Lord, P.), Л. Табернеро (Tabernero, L.), А.Брасс (Brass, А.) и Р. Стивенс (Stevens, R.) показывают, как они использовали философскую классификацию свойств человека. Они объясняют, что классификация белков данного организма – важный шаг в понимании молекулярной биологии этого организма. «Human knowledge can recognize the functional properties that are sufficient to place an individual gene product into a particular protein family group», т. е. человеческое знание может распознавать функциональные свойства, которые являются достаточными, чтобы разместить индивидуальный ген в специфическую группу семейства белка. Авторы нашли связь между свойствами отдельного человека и белками его молекулярной структуры. Более того, они пишут, что несмотря на огромное разнообразие свойств человека и вариантов белка, процесс сопоставления и классификации можно автомати-зировать из-за их системности.
Западные и российские ученые и философы сначала полагали, что термин биополитика появился в 1938 году. Так, например, известный российский биолог и биополитик А.В. Олескин в Курсе лекций «Биополитика» (М.: Научный мир, 2007) пишет: «Историю биополитики можно было бы начать с появления книги М. Робертса (Roberts, 1938) под названием “Био-политика: Эссе по физиологии, патологии и политике социального и соматического организма”, посвященной сравнению структуры живых организмов и по-литических систем».
В последнее время в поисках первоисточника термина “биополитика” западные ученые нашли эссе Харриса под названием «Биополитика», в котором автор даёт, пожалуй, первое определение этого термина. Он описывает биополитическую ситуацию в Европе, которая побудила его изобрести новый термин, чтобы адекватно использовать в научной литературе. Эссе Харриса (“Bio-Politics” by G. W. Harris) было опубликовано в журнале THE NEW AGE 10(9) 28 декабря 1911 года, т.е. 100 лет тому назад. Более ранних упоминаний о биополитике пока нет и, возможно, не будет.  
Харрис даёт определение биополитики терминами, близкими для современного понимания биополитики: “By the term “bio-politics” we mean a policy which should consider two aspects of the nation: in the first place, the increase of population and competition; in the second place, the individual attributes of the men who are available for filling places of responsibility in the State” (Под термином «био-политика» мы подразумеваем политику, которая должна рассматривать два аспекта нации: во-первых, увеличение населения и соревнования; во-вторых, индивидуальные качества перспективных кандидатов на ответственные должности в государстве.) В другом месте Харрис уточняет и сокращает опре-деление биополитики как “…concern over degeneracy, the quality of the population, and the question of who and how to govern”, т.е. озабоченность по поводу вырождения, свойства населения и вопроса о том, кто и как управляет.
Человек является всего лишь частью живого на земле, т.е. «биоса», и это дает основание считать, что все естественные физические законы, характерные для всего живого, в равной мере присуще и человеку. Но человечество, как наиболее разумная часть живого, несёт ответственность за сохранение «биоса» и природы в целом. Поэтому биополитика, изучая вопрос о том, что есть человек, старается определить методы целесообразного управления возможностями и потребностями биологической материи, которые бы способствовали её развитию, а не уничтожению.


Вернуться назад