Институт социально-политических исследований РАН. – М.: Наука, 2011
Развитие любого общества требует постоянного и многогранного анализа происходящих событий и их влияние на стратегическое развитие общественной формации. Но проблемы российское общество не получили необходимого исследования в научной литературе Данный факт заставляет задуматься над вопросом, не потеряла ли современная научная деятельность свою актуальность для общества? Мы зачастую занимаемся всеми мировыми проблемами, кроме тех вопросов, которые могут быть важны для российского общества.
Привлекает особое внимание организационный подход к созданию данного труда: два профессора Акихиро Ишикава (Чоу, университет То-кио) и профессор Н.И. Дряхлов (МГУ им. Ломоносова) создали междуна-родный российско-японский центр сравнительных исследований корпоративной культуры в странах Востока, Запада и России в 1998 году, и рецензируемая книга явилась результатом работы этого Центра. Это нечто новое в создании и организации международного научного сотрудничества.
Центр в своей структуре объединяет почти 30 стран на Востоке и Западе. Исследовательская работа в этих странах велась по единой методике и методологии исследования корпоративной культуры, что позволило провести сравнительный анализ развития корпоративной культуры различных регионов. По материалам этого исследования в Токио была проведена международная конференция в июне 2008 года, на которой представители всех стран-участников Центра представили свои доклады, которые вместе с материалами социологических исследований стали базой рецензируемой книги.
Основной темой исследования является анализ влияния корпоратив-ной культуры на качество социальной жизни человека – его ответствен-ность, стереотипы поведения, культуру, уровень образования. Анализ данных проблем проведен на примере исследований корпоративной культуры в Финляндии, Польше, Китае, России, Швеции, Словакии, Бельгии, Японии. Для исследования выбирались страны, в которых кор-поративная культура развивается на основе традиционных норм и не входит с ними в противоречие. В результате анализа выявлены взаимоза-висимость между уровнем развития культуры, образования, культурой поведения и уровнем жизни населения. Фактически для России данный аспект может стать решением проблем – формирование культуры человеческих отношений через формирование корпоративных культур.
Монография подразделена на три блока вопросов: изменяющиеся паттерны (образцы) корпоративной культуры; трудовая жизнь в совре-менных изменяющихся условиях; текущее состояние корпоративной со-циальной ответственности. Такой подбор проблем наиболее полно отве-чает задачам, стоящим перед страной. Особенностью исследования корпоративной культуры является механизм интеграции человека в социальную структуру корпорации.
Одной из главных проблем современных корпоративных культур является проблема «чуждости». В монографии данному вопросу уделено особое внимание: анализ сделан на основе исследований корпоративных культур в Польше, где она рассматривается как привнесенный элемент «независимая переменная, влияющая на национальную культуру». В ре-зультате чего традиционная культура претерпевает изменения и происходит трансформация социальных коммуникаций.
Культура стимулирует труд работника. Мотивационные свойства корпоративной культуры рассмотрены на примере исследований прове-денных в Швеции, Словакии, Бельгии, Японии. Особенно наглядно вопрос рассмотрен в ряде глав монографии в частности в исследовании М. Чамбаликовой «Трудовая жизнь в изменяющейся корпоративной культуре в Словакии». Результаты исследований показали зависимость стереотипов поведения рабочих от уровня корпоративной культуры. Корпоративная культура являет образцы поведения, которые реализуются персоналом на практике. Одновременно М. Чамбаликовой была выявлена зависимость между удовлетворенностью трудом и соответствием корпоративной культуры национальным традициям. Данные выводы были подтверждены проведенными в Японии исследованиями.
Развитие корпоративной культуры в России проходит медленно, как правило менеджмент не заинтересован в ее развитии. Все же дело не только в позиции менеджеров компаний, но и государства, политика ко-торого не поддерживает развитие культуры в обществе. Развитием кор-поративной культуры занимаются иностранные корпораций в России, информационно-коммуникативные и российские транснациональные корпорации.
В результате исследований мы можем выделить ряд моментов: 1. Влияние корпоративной культуры на человека огромно, фактически формируется новый человек с новыми ценностями, знаниями, умениями, качествами, отношением к жизни и другим людям. 2. Корпоративная культура является механизмом влияния на человека, что повышает уровень социальной ответственности корпорации как перед собственным коллективом, так и перед обществом в целом. 3. В соответствии с этим научному сообществу следует больше внимания уделять развитию куль-туры корпоративных организаций, но проводить это следует на основе национальных традиций, в целях формирования единой национальной культуры.
Таким образом, можно утверждать, что монография коллектива авто-ров имеет большое значение для российской науки, посвящена актуаль-ной проблеме развития общества в России, выделяет важные проблемы формирования корпоративной культуры на примере стран Западной Европы, России и Азиатско-тихоокеанского региона. Материал, представленный в монографии может быть использован в качестве экспертного при анализе формировании корпоративной культуры в России.
Не смотря на то, что это первый фундаментальный труд по корпора-тивной культуре, изданный на трех языках (русском, английском, япон-ском) тем не менее, вряд ли эту работу можно считать исчерпывающей по анализу проблем корпоративной культуры. Хотелось бы видеть более предметные и конкретные выводы и положения по оценке современного состояния корпоративной культуры в России и раскрытия перспективных тенденций и проблем корпоративной культуры на ближайшие и отдален-ные перспективы.