ИНТЕЛРОС > №3, 2011 > Е.С.Троицкий. Славянское единение – фактор могущества России

Багновская Н.М.
Е.С.Троицкий. Славянское единение – фактор могущества России


16 января 2012

Монография. М.: ООО издательская группа «ГРАНИЦА», 2011
Гражданская ответственность за исторические судьбы народов нашей страны обязывает взвешено, объективно и ответственно подойти к проблемам дальнейшего развития России. Человеком ответственным и неравнодушным к проблемам нашей Родины несомненно является известный русский философ и политолог Евгений Сергеевич Троицкий – автор множества публикаций и ряда монографий. Очередная монография Е.С.Троицкого «Славянское единение – фактор могущества России» по-священа проблеме возрождения славянского движения и единения суве-ренных стран как реальный шаг к восстановлению традиционного могущества Отечества.
В монографии рассматриваются роль Славянской идеи, обнов-ленного панславизма, образования сообщества суверенных славянских государств для развития братских народов; ставятся проблемы разработки славянской модели модернизации, обеспечивающей успешное экономическое развитие, прекращение депопуляции и неоколониальной зависимости славянства от Запада, повышение благотворной миссии славян в судьбах Европы и мира.
Е.С.Троицкий в своих рассуждениях исходит из фундаментальной мысли, «что когда Россия следовала подлинно патриотическому курсу, была тесно связана с родственными славянскими народами, она неуклонно наращивала свое могущество и геополитическое влияние» (с. 7). Так было в XIX столетии, когда в органическом взаимодействии с Россией и при её поддержке интенсивно развивалось славянское освободительное движение в Европе; так было и в советский период, когда славяне преобладали в добровольном объединении суверенных социалистических стран (СЭВ, Варшавский договор).
Монография состоит из восьми глав, которые последовательно ведут читателя к мысли о необходимости активного славянского единения как действенного противовеса западной политики «разделяй и властвуй» и как одного из значимых факторов социально-экономического процвета-ния.
Первые главы (гл.1-1V) во многом представляют собой концентриро-ванное выражение идей, мыслей и проблем, более объемно представлен-ных в предыдущих монографиях автора. Главы V-VШ посвящены кон-структивным размышлениям о возможностях создания и осуществления славяноевразийских интеграционных проектов.
Тема восстановления единства Белоруссии, России и Украины, как главное условие возрождения и развития экономической мощи славян-ства, все чаще ставится на научных, общественных слушаниях и конфе-ренциях. Автор приводит ряд доводов необходимости более тесного экономического сотрудничества, в первую очередь этих братских наро-дов, что помогло бы использовать, несомненно, ценный опыт работы единого народнохозяйственного комплекса СССР. К сожалению последние два десятилетия, когда Европейские страны шли по пути тесной экономической интеграции, восточнославянские народы под воздействием ложных устремлений потеряли. Превращение прежних индустриальных стран в кладбище промышленного производства вызывает справедливое движение протеста. Конечно, автор отдает отчет в существовании проблем и сложностей в отношениях между Украиной, Россией и Белоруссией. Однако укрепление этих отношений, путь активной интеграции даст значимые преимущества всем участникам процесса. Автор приводит ряд примеров возможности такого сотрудничества.
С нашей точки зрения, особый интерес вызывают размышления Е.С.Троицкого о проблемах славянской модернизации. Сегодня о необходимости модернизации не говорит только ленивый. Проблема, что называется назрела. Экономический и социальный прогресс автоматиче-ски не гарантирован всем странам и народам в любой период их истории и при любых обстоятельствах. История постоянно демонстрирует нам и застой в развитии, и регресс. Даже самые передовые и динамично разви-вающиеся страны время от времени сталкиваются с проблемой невозможности обеспечить дальнейшее развитие на основе прежних экономических, социальных и политических механизмов. Вот тогда и возникает необходимость в модернизации.
В социальной теории под модернизацией понимают процесс совер-шенствования экономических, политических и социальных механизмов развития общества по критериям западной (буржуазной) цивилизации, так как лидирующее положение, которое страны западной цивилизации заняли во всемирной истории, предопределило и ту роль ориентиров раз-вития, которую играют наиболее развитые из них. Однако модернизацию в широком смысле слова можно понимать и как способность общества к ускоренному самоусовершенствованию, безотносительно к тому, прохо-дит оно по критериям западной цивилизации или нет. Такая постановка вопроса из области абстрактных гипотез может перейти в область реальности, поскольку в видимой перспективе возможно исчерпание прогрессивных возможностей буржуазной цивилизации.
О многоплановости модернизационных процессов как раз и идет речь в главе VII «Зависимый капитализм. Просвещенный консерватизм. Социализм, третий путь развития и славянская модернизация» рецензируемой монографии. Итогом прозападной модернизации, как правило, является то состояние общества и его экономики, которое Е.С.Троицкий называет зависимым капитализмом, когда «неоколонизаторы широко применяют достижения научно-техническогой революции для ограбления развивающихся стран, для еще большего увеличения разрыва в уровнях экономического развития» (с. 125).
Автор справедливо подчеркивает, что западные теоретики капитали-стической, зависимой модернизации сулили славянам «златые горы» благосостояния и процветания, обеспечения прав человека, свободы от социальных потрясений и внешних агрессивных актов со стороны «силь-ных мира сего». Однако дезориентированные дешевой пропагандой сла-вянские народы в большинстве случаев фактически не получили ни того, ни другого ни третьего. При этом, как правило, потеряли собственное производство, функционировавшее (не без изъянов) в системе социали-стической интеграции, а, как известно, общество ничего не производящее – обречено работать на других. Славянские страны интересуют США и Европу лишь как поставщики сырья и дешевой рабочей силы.
Е.С.Троицкий видит выход из сложившейся сегодня геополитической и социально-экономической ситуации в тесном единении разных славян-ских сил. Это единение может идти по разным направлениям и иметь раз-ную степень интенсивности между странами и народами, но неизбежно приведет к процветанию славянских народов, к повышению их благотворной миссии в судьбах Европы и мира.
Как и всякая работа, монография Е.С.Троицкого не лишена незначи-тельных недочетов: некоторых повторов, может излишней публицистичности, что нисколько не умаляет ее значимости для понимания необходимости возрождения славянского движения и единения, включения идеологии и практики панславизма во внешнеполитическую доктрину России, не исключая при этом сотрудничества с Западом и Востоком.
В заключение хотелось подчеркнуть, что работа Е.С.Троицкого пронизана искренней болью за свой народ и страну, неподдельным стремлением помочь им преодолеть сложнейший период развития и обрести духовное единство и достойное место в мировом сообществе, а идеология и практика славяноевразийства будет тому способствовать.


Вернуться назад