ИНТЕЛРОС > №3, 2011 > ОБ АКСИОМАТИЗАЦИИ ЖИЗНИ

Жозе Вериссимо Теишейра да Мата
ОБ АКСИОМАТИЗАЦИИ ЖИЗНИ


16 января 2012

Хотя много ученых, в России и за рубежом, полагают, что аксиоматизация жизни не имеет никакого смысла, тем не менее, она помогла бы решить множество проблем. Я хотел бы, чтобы те несколько аксиом, которые будут здесь приведены, стали началом циклопического проекта по аксиоматизации жизни.
Можно допустить в таком проекте следующие аксиомы:
1) «Друзья заслуживают самого лучшего». Допустим сразу, что такая аксиома показывает место друзей в иерархии ценностей. Понятие «дру-зья» определяется относительно идеи совокупности и содержит в себе как свойство понятие взаимности. Например, если Б существует, и А является другом Б, тогда Б есть друг А. Конечно, я не предлагаю  решить все проблемы существованием такой аксиомы. Кстати, остается откры-тым такой вопрос. Могут ли друзья принять одинаковый предикат отно-сительно к заслуге; разве они заслуживают того же самого? Допустить такие вопросы не легко. Предположим, что А и Б мужчины, и оба начинают общаться с одной женшиной B. Вопрос: сохраняет ли А свойство друга в таких условиях? Или оба его потеряют? В подобных гипотезах могут являться предикатами не только женщина, а также власть, яблоко, яйцо и так далее...
2) «Никогда не спешить». Применение второй аксиомы требует осто-рожности. В метаязыке появляется сходная аксиома. Именно такое явле-ние в метаязыке позволяет нам не спешить, когда мы рассуждаем о второй аксиоме на уровне первого языка. Колмогоров доказал, что есть n+1 явлений такой аксиомы для каждого его явления на уровне первого языка. Давиду Гильберту удалось доказать, что у каждого явления такой аксиомы свой языковой уровень. И не больше. Но не забываем, что мы говорим об аксиоматизации жизни. И в жизни такая аксиома имеет свой предел. Предел является эпиграфом к Евгению Онегину: «И жить торо-пится и чувствовать спешит.» К. Вяземский.
3) «В бесконечном числе ситуаций, хотя такое число и не соответствует тотальности ситуаций, мы никогда не будем знать, шутит ли говорящий или говорит серьезно». В традиции инков такая аксиома называется правилом великого шутника.
4) О четвертой аксиоме и об ее формулировках идет жаркий спор: по-чему она четвертая, а не первая или вторая? Четвертая аксиома и ее фор-мулировки относятся к молчанию женщины.
 «Молчание женщины невозможно».
Формулировка 4-а: «Из того, что молчание женшины важно, не следует, что оно возможно». Есть и другие формулировки такой аксиомы:
4-б: «Из того, что молчание женщины невозможно, не следует, что оно не важно».
Формулировка 4-в: «Для женщины хранить молчание особенно важ-но, именно тогда, когда она не понимает этой важности».
Формулировка 4-г: «Молчание женщины является главным фундаментом превосходства ее логики». Тем, кого интересует превосходство женской логики, рекомендуется интересная статья В. Брюшинкина «О превосходстве женской логики». Необходимо также заметить, что страсть женщины к дорогим сапогам является первым следствием (corollarium) превосходства ее логики.
5) «Значительная часть логических проблем существует только пото-му, что возможно отрицание». Есть здесь одно практическое правило, которое позволит облегчить тяжесть такой аксиомы: «Старайтесь про-жить, хотя бы два дня в неделю, без отрицания, и большая часть ваших логических проблем перестанет существовать».
6) В завершение я хотел бы обсудить понятие под-аксиомы, или по-чти-аксиомы (quasi-axioma). Здесь подразумеваются такие предложения как «все кошки суть черные ночью»; «все соседи суть хорошие», «все женщины суть элегантные» и т.д. Конечно не все предложения, имеющие квантор «все», являются (quasi-axioma) под-аксиомой. Для под-аксиомы характерно то, что она не сразу очевидна сама по себе, но может становиться очевидной через повторение. «Повторяй под-аксиому как мантру, неделю или две, и она будет очевидной сама по себе». Так же характерно для под-аксиом, что у них есть практическая функция, поэтому можно сказать, что они являются моральными ориентациями. «Следуй таким аксиомам и поступишь правильно».


Вернуться назад