ИНТЕЛРОС > №4, 2011 > На пути к гражданскому обществу

Чумаков А.Н.
На пути к гражданскому обществу


21 февраля 2012

Уважаемые коллеги!

С Новым 2012 Годом!

Последние события уходящего года показали, что мы входим в зону социально-политической турбулентности, и можно было бы сказать: «Процесс пошел», а то и вовсе «Лед тронулся, господа…». Но не рано ли говорить об этом?! И да, и нет.

Нет, потому что еще не родившееся, но планомерно удушаемое российское гражданское общество наконец-то подало признаки жизни, получив подобный удару электрошокера удар по самолюбию 4 декабря на выборах в Государственную Думу.

Да, потому что мало проявить себя гражданином один раз в году, да и то потому, что тебя сильно обидели. Надо быть гражданином каждый день! А с этим уже сложнее, ибо и гражданин, и гражданское общество не вдруг и не сразу появляются. Они вырастают по мере формирования, укрепления и занятия центрального положения в обществе среднего класса – того класса, который состоит из обеспеченных, самодостаточных, и на этой основе активных людей, отвечающих своим честно нажитым имуществом и благополучием за свои действия[1]. Становясь абсолютным большинством, представители такого класса предопределяют результаты свободных выборов, имеют реальную возможность посредством гарантированных законом форм протеста влиять на текущую политическую жизнь и, тем самым, являются гарантом устойчивости устроенной таким образом социально-политической системы[2]. Разумеется, в чистом виде совершенных систем подобного типа нет нигде, но есть немало стран (причем не только западных), значительно продвинувшихся на этом пути и своим опытом на протяжении многих десятилетий, а то и столетий доказавших жизнеспособность, если не сказать больше, - эффективность данного механизма общественной саморегуляции.

Входит ли Россия в их число? К сожалению, нет. Нужно ли ей идти в этом направлении? Абсолютно уверен – да, и без вариантов! Только не растрачивая творческий потенциал и созидательную энергию на бесплодные баталии о демократии, а направляя их на построение гражданского общества, уровень зрелости (развитости) которого в любом социуме только и определяет состояние демократии, т.е. степень реальной возможности народа осуществлять свою власть.

Однако мы имеем лишь предпосылки к такому повороту дел, да и то далеко не для всех очевидные. Ведь дело не только и не столько в конкретных выборах и даже не в текущей ситуации, а потому понять происходящее, обращаясь лишь к социологическим исследованиям или законам психологии толпы, не получится. Без идей, объединяющих общество, без нравственных ориентиров и переоценки ценностей, без ответов на вопросы философского масштаба: откуда и куда мы движемся, какое общество построили и какое хотим построить, т.е. без серьезного переосмысления прошлого, адекватного восприятия настоящего, равно как и без стратегии развития и четкого понимания желаемого будущего нас ждут серьезные испытания. И сама собой ситуация не исправится. При этом речь не столько о мировых делах и тенденциях[3], сколько о делах наших внутренних, от нас и только от нас самих зависящих. Теперь уже и без философских выводов очевидно, что «вертикаль власти», отстраняющая людей от реальной политической жизни, не эффективна, а играющая в поддавки «системная оппозиция» или выдумки по поводу «суверенной демократии» – не более, чем уловки… Такое и раньше ничем хорошим, как правило, не заканчивалось, а теперь в «информационном обществе» и вовсе обречено на провал – это вопрос времени. Ведь хорошо известно, что люди не интересуются политикой не потому, что они к ней безразличны, а потому, что не находят в ней своего места. Точнее было бы сказать, что люди не интересуются политикой лишь до поры, до времени… Иными словами, данное правило имеет свои ограничения, пределы, и Россия к ним неуклонно приближается.

Отсюда следует, что без серьезных социально-политических трансформаций не обойтись. А вот тут-то как раз и нужна философия, ибо в относительно спокойные времена о ней не так уж и часто вспоминают, на что обратили внимание еще стоики, когда отмечали, что «человек гонит от себя философию, когда ему хорошо и обращается к ней, когда ему плохо». Так вот теперь, когда кредит доверия к власти и лимит на «закручивание гаек» в России заметно поубавились[4], вполне очевидно, что философия будет тем больше востребована, чем сильнее будет проявляться социальная и политическая нестабильность. Оставим в этой связи политологам и социологам то, что относится к их компетенции и профессиональной ответственности. К тому же они не плохо организованы: одних только научных сообществ и профессиональных организаций, их объединяющих, в нашей стране наберется с десяток, а то и больше… А вот задачи философского плана кроме нас никто не выполнит. При этом будем иметь в виду, что в расчете на душу населения мы по количеству остепененных философов, пожалуй, впереди планеты всей.

Но насколько готова наша философская мысль к решению таких задач? Заметим, речь не о Философском обществе, а о философии как таковой, той, которая не только отражает реальное положение дел в обществе, но и сама является продуктом конкретной культуры, тесно связана с ее прошлым и настоящим. В этой связи при всей ответственности, которая ложится на Философское общество, не стоит переоценивать его возможности. РФО, будучи общественной организацией, лишь обрамляет то содержание, которое реально присуще сегодня нашей философии, оно есть внешнее выражение творческого потенциала и критического заряда российской философии, а главный журнал РФО – «подмостки», «экран», «зеркало» общественной мысли, выведенные на всеобщее обозрение и для всеобщего пользования. Отсюда не столько от Философского общества, сколько от входящих в него философов следует ждать новых идей и ответов на актуальные вопросы современной жизни. Общество, например, (в качестве организационной структуры) как и прежде, решит все технические вопросы и обеспечит проведение в наступающем году очередного VI Российского философского конгресса. Однако что станет предметом обсуждений и дискуссий, какие идеи и предложения будут озвучены, наконец, что нового и актуального с позиции сегодняшнего дня скажет отечественная философская мысль, будет зависеть только от самих философов. 

 В таком же контексте следовало бы рассматривать и профессиональные праздники, к каковым, несомненно, следует отнести и сорокалетний юбилей Философского общества, и 15-летие со дня появления коллективного, по сути «соборного» журнала «Вестник РФО». Даты, конечно, серьезные и ко многому обязывающие, о чем уже отчасти говорилось в предыдущих выпусках, в том числе, и в ответах на заданные по этому поводу вопросы. И что важно, были высказаны не только положительные оценки, но и серьезные замечания. От философии в целом и от Российского философского общества, в частности, ждут более значимых, заметных результатов. При этом речь не идет о социально-политической активности тех или иных структур или отдельных членов РФО – это дело сугубо личное, и каждый сам для себя решает где, когда и в какой форме проявлять свою гражданскую позицию. Но вот применить свои профессиональные знания и навыки для осмысления современной реальности, предложить соответствующие решения актуальных проблем нашей страны, наконец, приложить необходимые усилия для популяризации и реализации этих идей – это уже вполне соотносится с профессиональным, да и гражданским, если хотите, долгом каждого из нас. Хотелось бы надеяться, что наступающий Новый год, оправдает такие ожидания.

     

А кроме того я думаю, что

в России должно быть гражданское общество!



[1] Об этом немало и убедительно было сказано замечательным русским философом И.А. Ильиным (см. его «Наши задачи», «О грядущей России», «О сущности правосознания»).

[2] То, что в таком обществе ключевыми являются: принцип разделения властей, безусловное верховенство закона, правовая и избирательная системы, уравнивающие всех в правах, оставим для другого разговора. Не будем поднимать вопрос и о том, что сегодня России как никогда  нужна партия среднего класса – один из основных инструментов выражения политической воли гражданского общества, для которой, с учетом нашей реальности, и название «Партия среднего класса» подошло бы лучше всего… Теперь же важны принципиальные подходы к решению отмеченных проблем и вытекающие отсюда задачи для нашей философии и РФО, в частности. На них и остановимся.  

[3] Мировой контекст в условиях глобальной взаимозависимости, конечно же, требует пристального внимания и непременного учета, как во внешней, так и во внутренней политике, но в данном случае от этого можно абстрагироваться.

[4] Массовые акции протеста – одно из подтверждений тому, да и Президент РФ Д.А. Медведев (были моменты) публично высказывался относительно того, что нация «не может держаться на закрученных гайках» (выступление в Санкт-Петербурге 03 марта 2011 г.).


Вернуться назад