ИНТЕЛРОС > №4, 2011 > Аскинские чтения в Саратове Мокин Б.И.
|
За годы плодотворной деятельности философского общества в культурной жизни страны философской общественностью Саратовского региона не мало сделано по созданию устойчивого философского пространства в Поволжье. После образования философского общества в СССР в 1972 г. было учреждено Поволжское отделение Философского общества СССР, объединившее философов вузов Саратова, Астрахани, Волгограда, Казани, Куйбышева, Пензы, Ульяновска. Организационную работу успешно выполняло бюро регионального отделения на базе Саратовского университета. В структуре Поволжского отделения работали философские секции, проводились республиканские и межрегиональные конференции, городские философские семинары. Регулярно издавался научный сборник «Методологические вопросы науки» (вып. 1-10, Саратов, 1972-1986), объединявший творческие усилия ведущих философов и молодых ученых. Бессменным председателем Поволжского отделения ФО СССР являлся известный специалист по философской онтологии, методологии науки, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Яков Фомич Аскин (1926-1997 гг.). В Саратовском университете он проработал почти 40 лет, с 1968 по 1985 г., возглавлял кафедру философии, опубликовал свыше 200 работ. В стране и за рубежом он получил широкую известность как один из ведущих ученых в области философской парадигмы времени и философской теории детерминизма. Его статьи и монографии переведены на английский, французский, испанский и португальский языки. Отдавая дань заслугам профессора Я.Ф. Аскина в развитии философии, философская общественность г. Саратова и Саратовское региональное отделение РФО (председатель В.Б.Устьянцев, ученый секретарь Б.И.Мокин) принимают решение проводить философские чтения, посвященные его памяти. Саратовское региональное отделение РФО в октябре 1998 г. организует Первые Аскинские чтения, где с докладами выступили философы вузов Поволжья, единомышленники и друзья выдающегося ученого. На первых Чтениях доминировало стремление, прежде всего, подвести итоги творческой деятельности Аскина, осмыслить его вклад в философию. На пленарном заседании Первых чтений «Философское наследие Аскина» с основным докладом, где были обозначены знаковые, наиболее актуальные аспекты, характеризующие жизненное пространство известного саратовского философа, выступил проф. В.Б. Устьянцев, возглавивший кафедру философии СГУ после Я.Ф. Аскина. К наиболее важным проблемам, заявленным в работах Аскина, обратились проф. В.Н. Гасилин в докладе «Концепция детерминизма Я. Аскина и ее значение для философии и науки», проф. А.И. Демидов выступил с докладом «Уроки Аскина: каким должен быть язык профессиональной философии»[1]. Последующие Чтения в большей степени были ориентированы на осмысление наиболее актуальных проблем современной философии, некоторые из которых были актуализированы Аскиным. Уже на Вторых чтениях (2001 г.) проблематика расширилась, прежде всего в рамках своеобразного диалога с проф. Я.Ф. Аскиным по определяющим его творчество темам. Ученики Аскина, члены его кафедры и ученые из других вузов развивали аскинские идеи, о чем свидетельствуют названия секций Вторых чтений: «Современная картина мира: философские парадигмы», «Социальное время и социальное пространство в научной картине мира», «Историческое и политическое пространство в развитии общества», «Современные проблемы организации социального пространства»[2]. Начиная с Третьих чтений, тематика еще более расширяется, превращаясь уже в творческий диалог, в котором идеи Я.Ф. Аскина, выражающие его озабоченность состоянием современного мира, становятся в исследованиях докладчиков отправной точкой в самостоятельных размышлениях. Значительно расширяется и география участников Чтений. С основным докладом выступил первый вице-президент РФО проф. А.Н. Чумаков «Проблемы цивилизации: методологические аспекты». Из Санкт-Петербурга приехал проф. К.С. Пигров с докладом «Человек и империя в 21 веке: феномен «имперского романа». На этих Чтениях звучала тематика, которая в дальнейшем станет на кафедре теоретической и социальной философии СГУ определяющей. Эту тему обозначил в докладе «Системные риски в становлении глобального мира» проф. В.Б. Устьянцев. Проблеме риска в современном обществе была отведена целая секция «Альтернативные стили мышления в обществе риска», ставшая своего рода «творческой площадкой», на которой были высказаны разные взгляды на проблему рисков членов кафедры, аспирантов и студентов, занимающихся в спецсеминаре В.Б. Устьянцева, посвященном данной проблематике[3]. Апробированная на Чтениях идея риска в современном обществе получила свое дальнейшее развитие в подготовке на кафедре теоретической и социальной философии учебного пособия «Введение в социальную рискологию». Интерес к этой важнейшей проблеме социальной философии, актуализированной благодаря Аскинским чтениям, способствовал подготовке на философском факультете СГУ специализации, ориентированной на разработку модели специалистов-методологов в области социальной рискологии. Еще одна проблема, также привлекшая особое внимание саратовских философов благодаря Аскинским Чтениям, – это проблема цивилизационного подхода в исследовании общества, ставшая центральной проблемой на четвертых Чтениях. В работе Чтений приняли участие философы различных городов России: Москвы, Волгограда, Казани, Ростова-на-Дону, Энгельса. Актуализация цивилизационных проблем была развернута в пленарных докладах. В выступлении проф. Н.Г. Козина (СГАП) по теме «Евразийский мир России» обсуждались проблемы культурно-национальной идентичности российского общества. По мнению докладчика «евразийского этноса» как такового не существует. Ядром российского общества является русский этнос и его национально-культурные особенности выступают в качестве атрибутивных характеристик русской цивилизации. Проблема цивилизационной идентичности была рассмотрена в различных аспектах, начиная с первой секции «Пространство и время цивилизаций», где с основным докладом «Жизненное пространство цивилизаций» выступил проф. В.Б. Устьянцев, и кончая работой секции, обозначенной как «Геополитический вызов и ответы цивилизаций». Четвертые Чтения особенно отчетливо продемонстрировали, с одной стороны, преемственность между идеями, высказанными Я.Ф. Аскиным в его творчестве о развитии современного общества, а с другой – несомненный шаг дальше в анализе общественного развития, шаг, соответствующий тем изменениям и цивилизационным рискам, которые произошли в нашей стране за последние десятилетия, а также изменениям в самой философской мысли. Весьма знаменательно, что проблемы социальных рисков, обсуждаемые на Аскинских чтениях, вовлекаются в философское пространство Российского философского общества. В марте 2006 г. по инициативе Президиума Российского философского общества и Саратовского регионального отделения РФО в Саратове проводится Всероссийская научная конференция «Общество риска и человек в XXI веке: альтернативы и сценарии развития». На пленарном заседании был представлен доклад Президента РФО, академика РАН В.С. Степина «Философия и поиск новых ценностей цивилизации». Главное внимание докладчик сосредоточил на аксиологическом изменении антропологического кризиса, выделив его три ключевых аспекта: 1) разрушение генофонда; 2) возрастающее воздействие стрессов; 3) генная инженерия как новое направление антропологического риска. Современная цивилизация, по мнению докладчика, раскручивая маховик прогресса, породила и состояние глобального кризиса, выйти из которого невозможно, не меняя заложенных в ее основе ценностей. Ростки новых ценностей, по мнению докладчика, уже появились. Наличие новых проблем и зародышей новых ценностей и должно стать предметом исследований, как для философов, так и для представителей иных специальностей – в противном случае человечество ждут неминуемые катастрофы. Рискогенная проблематика была продолжена в докладе первого вице-президента РФО А.Н. Чумакова «Глобальные риски: сценарии развития в XXI веке», в котором было отмечено, что наиболее серьезные риски для всего человечества на ближайшую и отдаленную перспективу ассоциируются, прежде всего, с глобальными проблемами. По мнению докладчика, понятие риска не тождественно понятию опасности, а связано с активным анализом опасности с точки зрения будущих последствий. В силу этого неверно понимать под уменьшением глобальных рисков полное избавление общества от глобальных проблем. В работе конференции с докладами и сообщениями выступили 43 участника из разных городов Поволжья. На пятых Чтениях тематика рисков стала по существу доминирующей – ей была посвящена работа первой секции Чтений с отчетливо выраженной идеей «Философия в глобальном обществе риска». Докладчики анализировали различные аспекты темы. Проф. СГАП А.И. Демидов в своем выступлении «Глобальные риски и изменения пространственно-временного континуума в политике» высказал свои идеи о проявлении риска в политической сфере. Заинтересованный тематикой Пятых Чтений проф. Э.В. Гирусов (Москва) поделился с участниками конференции идеями о давно исследуемой им теме «Основные пути снижения экологической опасности в процессе ноогенеза». Доцент СГТУ Д.И. Заров связал идею риска с проблематикой исследования цивилизаций, ставшей центром внимания на предыдущих, Четвертых Чтениях, назвав свой доклад «Человек в пространстве цивилизационного кризиса». Аскинские Чтения – это всегда событие, всегда расширение пространства философской мысли. Но это и возвращение к философскому наследию Учителя, возможность виртуального диалога с Ним его учеников и учеников этих учеников. Так пространство философской мысли одного человека оказалось преобразованным в пространство мысли взращенного им профессионального коллектива. [1] См.: Философия-Наука-Культура-творчество: Материалы Всерос. Аскинских чтений (16 октября 1998 г.). – Саратов: Изд-во Поволж. учеб. центра, 1999. [2] См.: Современная картина мира: общество, время, пространство. Межвузовский научный сборник по материалам Всероссийских Аскинских чтений (октябрь 2000). Саратов: Юл, 2001. [3] См.: Философия, человек, цивилизация: новые горизонты XXI века. Материалы Третьих Аскинских чтений. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2004. Вернуться назад |