ИНТЕЛРОС > №4, 2011 > Диалог буддизма и квантовой физики

Канаева Н.А.
Диалог буддизма и квантовой физики


21 февраля 2012

Круглый стол, за которым собрались 10 сентября 2010 года в зале заседаний Ученого совета Института философии РАН буддийские монахи из Калмыкии и Тибета, российские физики и философы, стал заметным и знаковым событием в философской жизни. Философов пригласили в роли экспертов и медиаторов диалога между наукой и религией по проблеме сознания. Главные участники диалога – буддизм и квантовая физика, представленные американским буддологом, доктором физики и президентом Института сознания в Санта-Барбаре (США) в одном лице, Аланом Уоллесом (B. Alan Wallace) и доктором физ-мат. наук, профессором, гл. научным сотрудником Физического института им. П.Н. Лебедева РАН М.Б. Менским. Их видение сходства подходов буддизма и квантовой физики к решению проблемы сознания вызвало горячую дискуссию приглашенных на конференцию философов-специалистов в области буддологии, эпистемологии, философии сознания и когнитивных наук, получило неоднозначные оценки в выступлениях акад. В.С.Степина, акад. В.В.Иванова (РГГУ), д.ф.н. В.А. Лекторского, проф. Д.И. Дубровского, д.ф.н. В.Г.Лысенко.

С приветственным словом участникам конференции выступил Представитель  Его Святейшества Далай-ламы в России, СНГ и Монголии д-р Наванг Рабгйал. Дискуссия проходила на фоне замечательных фотографий буддийских святынь, предоставленных Посольство Индии в Москве.

В своем выступлении А. Уоллес напомнил, ссылаясь на высказывания крупных современных физиков Дж. А. Уиллера, А. Зейлингера и Ст. Хокинга, что не существует знания без познающего человека и что, проводя измерения, физик выбирает параметры Вселенной, исходя из одновременного существования в квантовой суперпозиции всех возможных версий отдельных Вселенных. Процесс выбора представляет для современной физики проблему, с которой она столкнулась сравнительно недавно. Но эта проблема выбора Вселенной уже давно решается в буддизме, в частности, в тибетской ваджраяне школы дзогчен. К сожалению, регулярная коммуникация между учеными-специалистами (физиками, психологами, нейрофизиологами) и буддийскими практиками (йогинами-созерцателями), исследующими сознание, позволяющая обмениваться результатами, до сих пор отсутствует.

Доклад М.Б. Менского конкретизировал тезис о квантовой суперпозиции изложением сути парадоксов квантовой физики, возникающих при проведений измерений (в частности парадокса «кота Шрёдингера»), и представлением вариантов интерпретации квантовой механики, предложенных Н. Бором и Х. Эвереттом. Д-р М.Б. Менский объединяет предметы квантовой физики, психологии и когнитологиии, предлагая новое определение сознания (называемого им «корнем сознания»): сознание – это способность человека воспринимать альтернативные классические реальности раздельно.

Индолог из С.-Петербурга А.А.Терентьев, сделавший многое для того, чтобы встреча физиков, буддистов и философов состоялась, в своем выступлении постарался сделать более выпуклыми соответствия в мировоззренческих выводах, к которым пришли квантовая физика и буддизм. Он подчеркнул, что принятие РКЭ произведет переворот в науке, «более весомый, чем переворот Коперника», и что понятие «классической альтернативной реальности» в квантовой физики можно соотнести с буддийским понятием шуньяты (относительности воспринимаемой реальности), поскольку за обоими скрывается взаимозависимость и взаимоопределяемость явлений как характерная черта реальности. Понятие суперпозиции видится А.А.Терентьеву соотносимым с татхатой, понимаемой в смысле абсолютной реальности.

Приглашенный из РГГУ академик Вяч.Вс. Иванов остановился на замысле великих физиков Э. Шрёдингера, А. Линде соединить физику с психологией и другими науками и согласился с их выводом о том, что физика самостоятельно, без взаимодействия с другими науками, прежде всего, науками о человеке (мы можем добавить: и с философией!), не может решить некоторые проблемы

Академик В.С. Стёпин выступил с критикой попыток объединения подходов буддизма и современной физики к проблеме сознания. Он представил современную информационную теорию сознания, использующую принципы синергетики, напомнил, что эксперименты С.П. Курдюмова показали ограниченность альтернатив состояний системы (то есть «альтернативных реальностей» по терминологии М.Б. Менского. – Н.К.).

Выводы В.С. Стёпина были поддержаны гл. научн. сотр. ИФ РАН, проф. Д.И. Дубровским. Утверждение М.Б. Менского об отсутствии научных представлений о сознании он совершенно справедливо назвал «дилетантским». Философы уже давно работают в контакте с психологами и представителями нейронауки и публикуют результаты своей работы. Проблема сознания – не проблема квантовой физики. Позитивное влияние буддизма на науку может состоять не в использовании его концепций квантовой физикой, а в обращении внимания ученых на самое себя, на нравственное самовозвышение, на реализацию нравственных и насущных для человечества целей.

Критическим было также и выступление д.ф.н. В.Г. Лысенко. Она не согласилась с А.Уоллесом в том, что методология познания в области изучения сознания не развивается, напомнила о революционной концепции «отелесненного ума» (embodied cognition), вдохновителем которой стал чилийский нейробиолог Ф. Варела, о развитии когнитивных наук, в рамках которых ведутся междисциплинарные исследования сознания. Не согласилась она и с оценкой Д.И. Дубровского «романтизма» прозвучавших на конференции гипотез как негативной. «Романтизм» стимулирует творческий поиск, поэтому и такого рода гипотезы имеют право на озвучание. Но вот с концепцией М.Б. Менского она согласилась как соответствующей буддистскому подходу к пониманию сознания в качестве «различающего знания» (виджняна).

Ведущий конференцию проф. В.А. Лекторский в своем заключительном слове отметил острый характер проблемы сознания и большой интерес ученых и философов к взаимодействию науки и буддизма в этом направлении. Проблема сознания – точка роста современной науки, философии и культуры в целом. Буддизм тоже открывает новый способ понимания такой субъективной реальности как сознание, и имевшее место совместное обсуждение проблемы сознания представителями науки, философии и буддизма – очень важный шаг.

Более подробную информацию о конференции можно получить по подготовленной А. Терентьевым публикации: Сознание в буддизме и квантовой физике –  дискуссия в институте философии РАН // Буддизм России. 2010-11. № 43. С. 39-67.

Вызвавший столько неоднозначных оценок разговор о взаимодействии науки и философии будет продолжен на готовящейся Центром восточных философий ИФ РАН Третьей Московской международной конференции по компаративистике, запланированной на 21-26 мая 2012 года. Ее тема определена как «Философия и наука в культурах Запада и Востока», что позволяет рассматривать названное взаимодействие в контекстах разных культур: западной, российской, китайской, индийской, японской и исламских. Принять участие в работе конференции уже изъявили желание около 60 философов из разных стран: России, США, Китая, Индии, ФРГ, Израиля.


Вернуться назад