ИНТЕЛРОС > №4, 2011 > Образование взрослых: международные тенденции и национальные особенности развития

Галичин В.А.
Образование взрослых: международные тенденции и национальные особенности развития


21 февраля 2012

Тема образования взрослых с каждым годом становится всё более актуальной, во многих странах разрабатываются национальные стратегии и государственные программы развития образования взрослых. Проявляется общая тенденция значительного расширения участия взрослых в различных формах обучения, подготовки и переподго­товки. В мировом сообществе образование взрослых во всех его формах рассматривается как важный компонент системы непрерывного образования.

По оценкам экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с учётом развития демографической ситуации к 2050 году в развитых странах подавляющая часть образовательных практик в формальной системе образования и за её пределами будет связана со взрослым населением (более 600 млн. чел.).

В соответствии со сложившейся в международном образовательном сообществе практикой принято выделять три вида образовательной деятельности, которые относятся и к образованию взрослых: формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата; неформальное образование, обычно не сопровождаю­щееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером; информальное (спонтанное) образование – индивидуальная познавательная деятель­ность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер.

При рассмотрении понятий, используемых в разных странах для определения «образование взрослых» (ОВ), можно сделать вывод, что единой и общепринятой трактовки данного термина не существует, есть лишь общие подходы, которые отражены в различных международных документах.

Согласно определению Коммюнике Комиссии Европейских Обществ (Обучение взрослых: учиться никогда не поздно, Брюссель, 23 октября 2006 г.), обучением взрослых можно считать все формы такого обучения, в котором принимают участие взрослые, после того как вышли из образовательно-подготовительной системы (даже при получении образования, например третьей степени (высшего).

Международные тенденции развития образования взрослых указывают общий вектор движения, актуальные проблемы и пути их решения. Один из подходов к развитию образования взрослых в современных условиях, разделяемых мировым сообществом, был сформулирован в Итоговой декларации «Использование широких возможностей обучения и образования взрослых в интересах благополучного будущего. Беленские рамки действий» (Шестая международная конференция ЮНЕСКО по образованию взрослых КОНФИНТЕА VI, Белен/Бразилия 1-4.12.2009) подчёркивается, что обучение и образование взрослых «являются ключевым компонентом целостной и всеобъемлющей системы обучения и образования на протяжении всей жизни, которая охватывает формальное, неформальное и информальное обучение и которая прямым или косвенным образом предназначена, как для молодых, так и для взрослых учащихся. Обучение и образование взрослых, в конечном счете, связаны с обеспечением таких условий и процессов для обучения, которые имеют привлекательный характер и учитывают потребности взрослых как активных граждан. Они связаны с развитием самостоятельной, независимой личности, с созиданием и перестройкой ее жизни в сложных и быстро меняющихся культурных, социальных и экономических условиях – на работе, в семье, в общине и обществе».

Правительства западных стран оказывают помощь в развитии раз­ных форм дополнительного образования взрослых, понимая важность повышения квалификации рабочей силы и соответствия образовательного уровня населения прогрессивным изменениям в различных областях техники, производства, культуры в целом. Ответом на новые профессиональные потребности экономики явились специальные программы профессиональной подготовки и переподготовки взросло­го населения.

В различных странах используется система мер, обеспечивающая приближение образования к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, создания просветительских центров в школах, вузах, библиотеках, клубах, парках, религиозных центрах, центрах отдыха, на рабочих местах; а также на основе информационно-коммуникационных технологий.

В европейских странах распространённой является по­зиция, что образование взрослых должно быть направлено на достижение профессиональных и непрофессиональных целей, однако реализация этих подходов в каждой стране может существенно отличаться.

Анализ международных документов, публикаций российских и зарубежных исследователей, связанных с развитием системы образования взрослых в Европе, позволяет сделать вывод о существенных различиях в положении дел в данной сфере в отдельных странах. Например, в исследовании «Европейское образование взрослых за пределами ЕС», подготовленном и опубликованном в 2010 г. Институтом международного сотрудничества Немецкой ассоциации народных университетов совместно с Европейской ассоциацией образования взрослых (EAEA), отмечается, что «не во всех регионах Европы потенциал и важность образования взрослых получает надлежащее внимание»… «различия в странах-членах ЕС до сих пор велики. В то время как в скандинавских странах, Ирландии и Нидерландах система образования взрослых граждан сложна и хорошо финансируется, в других странах данная система практически отсутствует».

Масштабы системы образования взрослых, приоритеты и направления развития в конкретных странах существенно отличаются.

В Германии насчитывается свыше 2000 аккредитованных государством и поддерживаемых из бюджетных средств учреждений, занимающихся образованием взрослых. Примерно столько же организаций образования взрослых работает при предприятиях, промышленной, индустриальной, торговой и ремесленной палатах. Кроме того, действуют многочисленные частные коммерческие учреждения образования взрослых.

В Финляндии система обучения  для взрослых включает формальное и неформальное образование, а также так называемое либеральное образование (liberaleducation). Формальное образование состоит из основного общеобразовательного и профессионального обучения. Профессиональное дополнительное обучение относится к сфере неформального образования. В рамках либерального образования  взрослому населению предоставляется возможность повысить уровень образования и практических навыков, требующихся в обычной жизни, и является добровольной культурно-просветительной работой.

В целом по ЕС охват населения в возрасте 25-64 лет различными образовательными программами растёт, в 2003 году он составлял 8,5%, а к 2008 году увеличился до 9,6% (Europeinfigures / Eurostatyearbook 2010, p.243), страновые показатели существенно отличаются, в 2008 году их значение варьировалось от 1,4% в Болгарии до 32,4% в Швеции.

Данные статистики о вовлеченности взрослого населения европейских стран в образовательные программы заметно отличаются, это связано с различным пониманием того, что включать в образование взрослых и методиками подсчёта. Так, первое общеевропейское исследование образования взрослых, проводившееся с 2005 по 2006 год в 29 странах, показало, что средний уровень участия составляет 35.7%, причём он сильно варьируется – в Швеции он составляет 73.4%. Как правило, показатели участия в образовании взрослых напрямую зависят от уровня экономического развития страны, что выражается в валовом внутреннем продукте на душу населения: в среднем, чем более благополучна страна, тем выше уровень участия.

Как уже отмечалось, среди европейских стран существуют заметные отличия в развитии образования взрослых. В странах Юго-Восточной Европы в образовании взрослых акцент делается на профессионально-техническое образование и подготовку, в то время как значению образования взрослых в достижении цели гражданской интеграции и общественного единения, а также в продвижении демократических ценностей и институтов отводится значительно меньшая роль. Поэтому институциональная и законодательная база профессионального обра­зования и обучения в значительной степени более развита. Стратегии развития профессионального образования и обучения имеются в боль­шинстве стран, в то время как стратегий развития образования взрос­лых до сих пор нет либо они находится в процессе разработки.

Основная группа поставщиков образовательных услуг находит­ся внутри государственного сектора – министерства, национальные агентства, например, государственное агентство по оказанию услуг, центры занятости, учреждения формального образования, начальные и средние школы, университеты, народные университеты, общественные центры профессионально-технической подготовки и т.д. Акцент делается на обеспечении только некоторых видов профессиональной и/или профессионально-технической подготовки.

Среди государственных учреждений, обеспечивающих образова­тельные услуги для взрослых, важную роль во всех странах играют цен­тры занятости, где обучающие курсы призваны повысить конкурен­тоспособность при приеме на работу, обеспечить быструю адаптацию безработных.

Одним из препятствий, возникающих на пути расширения участия взрослых в обучении в течение всей жизни, является оценка и признание навыков и знаний, полученных ими не только в процессе обучения в образовательном учреждении, но и на рабочем месте. Во многих странах ОЭСР (Норвегии, Франции) уже несколько лет действуют программы по оценке предшествующего уровня обучения, нацеленные на предоставле­ние взрослым возможностей продолжать образование с того уровня, ко­торый они реально имеют, а не на основе формально присвоенной квали­фикации. В Норвегии, например, взрослые официально могут претендовать на то, чтобы результаты их неформального обучения были оценены и признаны, обычно это достигается путем сдачи специальных квалифика­ционных экзаменов.

Актуальность и востребованность мер по учёту и признанию неформального и информального обучения во многих странах обусловлены, кроме того, тем, что доля этих видов образования составляет до половины обучения в рамках системы продолженного образования.

Важная роль в системе образования взрослых за рубежом принадлежит дополнительному профессиональному образованию (ДПО). Степень вовлеченности взрослого населения европейских стран в программы ДПО варьируется от 14% занятых в Греции и почти до 60% в Чешской Республике (Источник: Eurostat (CVTS), ExtractiondateJune 2008). Причем наибольшие темпы роста показывают «новые» члены ЕС, наращивая долю занятых в программах ДПО, постепенно догоняя средние показатели по ЕС.

Принципиальной составляющей современных моделей ДПО является: совместное финансирование учреждений образования со стороны государ­ства, частных организаций, семей, самих обучаемых, спонсоров, донорских и благотворительных организаций. В разных странах финансирование в большей или меньшей мере имеет свою стратегическую направленность: ориентацию на свободный рынок, поддержание регулируемого рынка «общественных благ», социально ориентированное финансирование.

В России целостная система образования взрослых в процессе формирования, достаточно активно развиваются программы ДПО. Масштабы ДПО в Российской Федерации значительны и характеризуются высокими темпами роста в определённых сегментах (например, корпоративное и бизнес-образование), хотя сохраняется заметное отставание от промышленно развитых стран. По данным Росстата,  в 2010 г. в различных программах  ДПО приняли участие 15,8% от общей численности работников, в том числе по возрастным группам: до 25 лет – 16,5%; 25-30 лет – 19.6%; 31-45 лет – 18.3%; старше 45 – 12.2%.

В связи с развитием различных видов и форм непрерывного образования необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе, по созданию условий для формирования системы учета и признания неформального и информального обучения в масштабах страны. Эти виды обучения должны быть признаны полноценными наряду с формальным обучением как часть системы непрерывного образования.

Предпринимаемые попытки по образованию и просвещению взрослого населения за пределами формального образования (общество «Знание», местные инициативы, компьютерные курсы, досуговые центры, народные школы и университеты) значительного эффекта не имеют и на общую ситуацию практически не влияют.

Особый интерес представляют подходы к разработке и реализации программ ДПО, которые используются во многих странах, среди них: кредитно-модульный принцип построения образовательных программ на основе компетентностного подхода, общественно-профессиональная сертификация провайдеров образовательных услуг, образовательные результаты в рамках обучающих программ  как наборы компетенций и др.

С ростом сегмента неформального и информального обучения в образовании взрослых всё более востребованным становится создание системы учета и признания этих видов обучения, которые во многих странах официально признаны полноценными наряду с формальным обучением как часть системы непрерывного образования.

Развитие образования взрослых является не просто актуальной темой, о чём свидетельствует внимание к этому вопросу со стороны государств, международных и национальных организаций, но важной отраслью образования, способной решать насущные задачи социально-экономического и политического развития. Среди таких задач сложная демографическая ситуации в большинстве развитых стран, рост миграционных потоков, дефицит квалифицированных кадров и др. Значимым результатом развития образовательных программ, включая ДПО, и создания условий для самообразования взрослых становится умножение потенциала для рынка труда и человеческих ресурсов в целом.

Перспективы развития системы образования взрослых международные организации и правительства стран связывают с разработкой специальных стратегий и национальных программ (планов), а также последовательной государственной политикой в данной сфере.


Вернуться назад