ИНТЕЛРОС > №4, 2011 > Образование взрослых: международные тенденции и национальные особенности развития Галичин В.А.
|
Тема образования взрослых с каждым годом становится всё более актуальной, во многих странах разрабатываются национальные стратегии и государственные программы развития образования взрослых. Проявляется общая тенденция значительного расширения участия взрослых в различных формах обучения, подготовки и переподготовки. В мировом сообществе образование взрослых во всех его формах рассматривается как важный компонент системы непрерывного образования. По оценкам экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с учётом развития демографической ситуации к 2050 году в развитых странах подавляющая часть образовательных практик в формальной системе образования и за её пределами будет связана со взрослым населением (более 600 млн. чел.). В соответствии со сложившейся в международном образовательном сообществе практикой принято выделять три вида образовательной деятельности, которые относятся и к образованию взрослых: формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата; неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером; информальное (спонтанное) образование – индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер. При рассмотрении понятий, используемых в разных странах для определения «образование взрослых» (ОВ), можно сделать вывод, что единой и общепринятой трактовки данного термина не существует, есть лишь общие подходы, которые отражены в различных международных документах. Согласно определению Коммюнике Комиссии Европейских Обществ (Обучение взрослых: учиться никогда не поздно, Брюссель, 23 октября 2006 г.), обучением взрослых можно считать все формы такого обучения, в котором принимают участие взрослые, после того как вышли из образовательно-подготовительной системы (даже при получении образования, например третьей степени (высшего). Международные тенденции развития образования взрослых указывают общий вектор движения, актуальные проблемы и пути их решения. Один из подходов к развитию образования взрослых в современных условиях, разделяемых мировым сообществом, был сформулирован в Итоговой декларации «Использование широких возможностей обучения и образования взрослых в интересах благополучного будущего. Беленские рамки действий» (Шестая международная конференция ЮНЕСКО по образованию взрослых КОНФИНТЕА VI, Белен/Бразилия 1-4.12.2009) подчёркивается, что обучение и образование взрослых «являются ключевым компонентом целостной и всеобъемлющей системы обучения и образования на протяжении всей жизни, которая охватывает формальное, неформальное и информальное обучение и которая прямым или косвенным образом предназначена, как для молодых, так и для взрослых учащихся. Обучение и образование взрослых, в конечном счете, связаны с обеспечением таких условий и процессов для обучения, которые имеют привлекательный характер и учитывают потребности взрослых как активных граждан. Они связаны с развитием самостоятельной, независимой личности, с созиданием и перестройкой ее жизни в сложных и быстро меняющихся культурных, социальных и экономических условиях – на работе, в семье, в общине и обществе». Правительства западных стран оказывают помощь в развитии разных форм дополнительного образования взрослых, понимая важность повышения квалификации рабочей силы и соответствия образовательного уровня населения прогрессивным изменениям в различных областях техники, производства, культуры в целом. Ответом на новые профессиональные потребности экономики явились специальные программы профессиональной подготовки и переподготовки взрослого населения. В различных странах используется система мер, обеспечивающая приближение образования к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, создания просветительских центров в школах, вузах, библиотеках, клубах, парках, религиозных центрах, центрах отдыха, на рабочих местах; а также на основе информационно-коммуникационных технологий. В европейских странах распространённой является позиция, что образование взрослых должно быть направлено на достижение профессиональных и непрофессиональных целей, однако реализация этих подходов в каждой стране может существенно отличаться. Анализ международных документов, публикаций российских и зарубежных исследователей, связанных с развитием системы образования взрослых в Европе, позволяет сделать вывод о существенных различиях в положении дел в данной сфере в отдельных странах. Например, в исследовании «Европейское образование взрослых за пределами ЕС», подготовленном и опубликованном в 2010 г. Институтом международного сотрудничества Немецкой ассоциации народных университетов совместно с Европейской ассоциацией образования взрослых (EAEA), отмечается, что «не во всех регионах Европы потенциал и важность образования взрослых получает надлежащее внимание»… «различия в странах-членах ЕС до сих пор велики. В то время как в скандинавских странах, Ирландии и Нидерландах система образования взрослых граждан сложна и хорошо финансируется, в других странах данная система практически отсутствует». Масштабы системы образования взрослых, приоритеты и направления развития в конкретных странах существенно отличаются. В Германии насчитывается свыше 2000 аккредитованных государством и поддерживаемых из бюджетных средств учреждений, занимающихся образованием взрослых. Примерно столько же организаций образования взрослых работает при предприятиях, промышленной, индустриальной, торговой и ремесленной палатах. Кроме того, действуют многочисленные частные коммерческие учреждения образования взрослых. В Финляндии система обучения для взрослых включает формальное и неформальное образование, а также так называемое либеральное образование (liberaleducation). Формальное образование состоит из основного общеобразовательного и профессионального обучения. Профессиональное дополнительное обучение относится к сфере неформального образования. В рамках либерального образования взрослому населению предоставляется возможность повысить уровень образования и практических навыков, требующихся в обычной жизни, и является добровольной культурно-просветительной работой. В целом по ЕС охват населения в возрасте 25-64 лет различными образовательными программами растёт, в 2003 году он составлял 8,5%, а к 2008 году увеличился до 9,6% (Europeinfigures / Eurostatyearbook 2010, p.243), страновые показатели существенно отличаются, в 2008 году их значение варьировалось от 1,4% в Болгарии до 32,4% в Швеции. Данные статистики о вовлеченности взрослого населения европейских стран в образовательные программы заметно отличаются, это связано с различным пониманием того, что включать в образование взрослых и методиками подсчёта. Так, первое общеевропейское исследование образования взрослых, проводившееся с 2005 по 2006 год в 29 странах, показало, что средний уровень участия составляет 35.7%, причём он сильно варьируется – в Швеции он составляет 73.4%. Как правило, показатели участия в образовании взрослых напрямую зависят от уровня экономического развития страны, что выражается в валовом внутреннем продукте на душу населения: в среднем, чем более благополучна страна, тем выше уровень участия. Как уже отмечалось, среди европейских стран существуют заметные отличия в развитии образования взрослых. В странах Юго-Восточной Европы в образовании взрослых акцент делается на профессионально-техническое образование и подготовку, в то время как значению образования взрослых в достижении цели гражданской интеграции и общественного единения, а также в продвижении демократических ценностей и институтов отводится значительно меньшая роль. Поэтому институциональная и законодательная база профессионального образования и обучения в значительной степени более развита. Стратегии развития профессионального образования и обучения имеются в большинстве стран, в то время как стратегий развития образования взрослых до сих пор нет либо они находится в процессе разработки. Основная группа поставщиков образовательных услуг находится внутри государственного сектора – министерства, национальные агентства, например, государственное агентство по оказанию услуг, центры занятости, учреждения формального образования, начальные и средние школы, университеты, народные университеты, общественные центры профессионально-технической подготовки и т.д. Акцент делается на обеспечении только некоторых видов профессиональной и/или профессионально-технической подготовки. Среди государственных учреждений, обеспечивающих образовательные услуги для взрослых, важную роль во всех странах играют центры занятости, где обучающие курсы призваны повысить конкурентоспособность при приеме на работу, обеспечить быструю адаптацию безработных. Одним из препятствий, возникающих на пути расширения участия взрослых в обучении в течение всей жизни, является оценка и признание навыков и знаний, полученных ими не только в процессе обучения в образовательном учреждении, но и на рабочем месте. Во многих странах ОЭСР (Норвегии, Франции) уже несколько лет действуют программы по оценке предшествующего уровня обучения, нацеленные на предоставление взрослым возможностей продолжать образование с того уровня, который они реально имеют, а не на основе формально присвоенной квалификации. В Норвегии, например, взрослые официально могут претендовать на то, чтобы результаты их неформального обучения были оценены и признаны, обычно это достигается путем сдачи специальных квалификационных экзаменов. Актуальность и востребованность мер по учёту и признанию неформального и информального обучения во многих странах обусловлены, кроме того, тем, что доля этих видов образования составляет до половины обучения в рамках системы продолженного образования. Важная роль в системе образования взрослых за рубежом принадлежит дополнительному профессиональному образованию (ДПО). Степень вовлеченности взрослого населения европейских стран в программы ДПО варьируется от 14% занятых в Греции и почти до 60% в Чешской Республике (Источник: Eurostat (CVTS), ExtractiondateJune 2008). Причем наибольшие темпы роста показывают «новые» члены ЕС, наращивая долю занятых в программах ДПО, постепенно догоняя средние показатели по ЕС. Принципиальной составляющей современных моделей ДПО является: совместное финансирование учреждений образования со стороны государства, частных организаций, семей, самих обучаемых, спонсоров, донорских и благотворительных организаций. В разных странах финансирование в большей или меньшей мере имеет свою стратегическую направленность: ориентацию на свободный рынок, поддержание регулируемого рынка «общественных благ», социально ориентированное финансирование. В России целостная система образования взрослых в процессе формирования, достаточно активно развиваются программы ДПО. Масштабы ДПО в Российской Федерации значительны и характеризуются высокими темпами роста в определённых сегментах (например, корпоративное и бизнес-образование), хотя сохраняется заметное отставание от промышленно развитых стран. По данным Росстата, в 2010 г. в различных программах ДПО приняли участие 15,8% от общей численности работников, в том числе по возрастным группам: до 25 лет – 16,5%; 25-30 лет – 19.6%; 31-45 лет – 18.3%; старше 45 – 12.2%. В связи с развитием различных видов и форм непрерывного образования необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе, по созданию условий для формирования системы учета и признания неформального и информального обучения в масштабах страны. Эти виды обучения должны быть признаны полноценными наряду с формальным обучением как часть системы непрерывного образования. Предпринимаемые попытки по образованию и просвещению взрослого населения за пределами формального образования (общество «Знание», местные инициативы, компьютерные курсы, досуговые центры, народные школы и университеты) значительного эффекта не имеют и на общую ситуацию практически не влияют. Особый интерес представляют подходы к разработке и реализации программ ДПО, которые используются во многих странах, среди них: кредитно-модульный принцип построения образовательных программ на основе компетентностного подхода, общественно-профессиональная сертификация провайдеров образовательных услуг, образовательные результаты в рамках обучающих программ как наборы компетенций и др. С ростом сегмента неформального и информального обучения в образовании взрослых всё более востребованным становится создание системы учета и признания этих видов обучения, которые во многих странах официально признаны полноценными наряду с формальным обучением как часть системы непрерывного образования. Развитие образования взрослых является не просто актуальной темой, о чём свидетельствует внимание к этому вопросу со стороны государств, международных и национальных организаций, но важной отраслью образования, способной решать насущные задачи социально-экономического и политического развития. Среди таких задач сложная демографическая ситуации в большинстве развитых стран, рост миграционных потоков, дефицит квалифицированных кадров и др. Значимым результатом развития образовательных программ, включая ДПО, и создания условий для самообразования взрослых становится умножение потенциала для рынка труда и человеческих ресурсов в целом. Перспективы развития системы образования взрослых международные организации и правительства стран связывают с разработкой специальных стратегий и национальных программ (планов), а также последовательной государственной политикой в данной сфере. Вернуться назад |