ИНТЕЛРОС > №4, 2011 > Об онтологическом плюрализме интерпретаций квантовой механики

Эрекаев В.Д.
Об онтологическом плюрализме интерпретаций квантовой механики


21 февраля 2012

Одной из важнейших концептуальных проблем современной фундаментальной физики является осознание новой онтологии, которая может соответствовать, например, уровню планковской космологии, теории струн и др. Существует точка зрения (С.Вайнберг), что если удастся построить единую (окончательную!) физическую теорию, то в ней один из разделов современной физики – квантовая механика (КМ), останется неизменным.

В то же время уже к настоящему времени в КМ насчитывается несколько десятков различных ее интерпретаций, причем некоторые из них являются альтернативными стандартной копенгагенской. А поскольку интерпретации в физике непосредственно связаны с физическим содержанием соответствующей теории, то возникает уникальная и парадоксальная ситуация: в одной из фундаментальных физических теорий существуют десятки различных физических смыслов, некоторые их которых противоположны (альтернативны) друг другу! Естественно, что подобная ситуация требует концептуального осмысления, прежде всего – в плане ее онтологических аспектов.

В современной физической литературе, посвященной философским основаниям физического познания, уже широко используются понятия «квантовая реальность» и «квантовая онтология», что говорит о признании специфики физического бытия (как формы существования) микромира. В работе рассматриваются некоторые онтологические особенности трех наиболее широко обсуждаемых интерпретаций квантовой механики: копенгагенской, бомовской и эвереттовской (многомировой).

Наиболее радикальными онтологическими утверждениями о микромире в  копенгагенской интерпретации являются следующие.

  1. До или между двумя измерениями физически некорректно говорить о существовании квантовых частиц. Можно лишь говорить об их возможном потенциальном существовании.
  2. Описание квантовых явлений невозможно в терминах траекторий частицы.
  3. Вероятность является неустранимым элементом квантовой теории и онтологии.

Онтология бомовской интерпретации КМ радикально другая, она – альтернативна копенгагенской.

  1. Существуют точные положения и траектории квантовых частиц. При этом координата является скрытым параметром.
  2. Вероятности имеют принципиально статистическую природу.
  3. Существует реальное управляющее поле (волна-пилот), которое управляет движением квантовой частицы.
  4. Наряду с классической потенциалом, который определяет действие классической силы, существует нелокальный квантовый потенциал, который вводит в описание квантовых процессов специфическую силу, определяющую поведение квантовых объектов.

Онтологически наиболее радикальна и необычна эвереттовская (многомировая[1]) интерпретация. Можно выделить два онтологических варианта.

  1. При каждом квантово-механическом измерении реальность расщепляется на множество классических миров, в каждом из которых существует свой результат измерения.
  2. Реально никакого расщепления на классические миры не происходит, мир всегда остается квантовым, находящимся в квантовой суперпозиции.

Естественно, что подобная онтолого-эпистемологическая ситуация приводит к ряду вопросов принципиального характера. В частности, неясно можно ли говорить о существовании какого-то одного истинно верного варианта? Или же повторяется, но уже на новом онтологическом уровне, ситуация с вопросом о единственно правильной геометрии мира? А.Пуанкаре и конвенционализм в целом отвечают на него отрицательно, утверждая, что для описания мира возможна любая геометрия, просто каждая из них обладает различной степенью удобства и эффективности описания. Возможно ли, в случае квантовых онтологий отвечать подобным же образом: для описания микромира возможны любые онтологии, но каждая из них обладает различной степенью удобства и эффективности описания? Что концептуально, прежде всего, с точки зрения объективности, означает подобный онтологический конвенционализм, особенно в присутствии уже прижившегося в философии науки понятия онтологической относительности? При этом существенно, что в случае КМ эти интерпретации эмпирически неразличимы. Рассматриваются также другие онтологические особенности этих интерпретаций.



[1] Многомировая интерпретация является обобщением эвереттовской.


Вернуться назад