ИНТЕЛРОС > №4, 2011 > Как обновить гносеологию?

Билалов М.И.
Как обновить гносеологию?


21 февраля 2012

Читатели Вестника РФО не могли не обратить внимание на статьи казанского философа Э.А. Тайсиной, в которых предпринят опыт создания «новой гносеологии, которая учла бы достижения последних десятилетий, как философских, так и научных, и иных общекультурных, оставаясь при этом верной многим классическим принципам» (В направлении к «экзистенциальному» материализму. Вестник РФО, №2, 2010. С.117). При этом профессор Э. Тайсина следует сквозной установке – чтобы материализм в гносеологии развивался. Работы её преследуют еще одну цель: рассмотреть историю самой гносеологии как тщательное обсуждение ее основной синтагматики. По мнению автора, «организация познания всеобщей взаимосвязи, в ходе которой диалектика одновременно действует как логика и гносеология, не может не быть синтагматикой: линейной последовательностью суждений, трактующих всеобщую взаимосвязь  как органическое единство неисчислимого множества универсальных взаимоотношений…» (Пути познания неисповедимы? Вестник РФО, №1, 2011. С. 91). На наш взгляд, эти цели и задачи весьма непросты, и не только потому, что после многих «отказов» последнего полуторастолетия, от нормативной методологии науки до концептуальных утверждений в гносеологии, трудно выступить с некоей системной инициативой в этом разделе философии, но просто потому, что гносеология продолжает оставаться после эры гносеологизации философии ее ключевой и сложнейшей составляющей, и в ряде случаев наши известные теоретики уже предлагали выход за ее традиционные пределы, скажем, в виде «философии познания» (Л.А. Микешина).

Проф. Э.А. Тайсина в течение почти сорока лет работала на кафедре философии педагогического вуза. В связи с недавно прошедшим ее юбилеем, который, к сожалению, остался вне внимания «Вестника РФО», считаю уместным ознакомить коллег по философскому сообществу с некоторыми подробностями творческого пути, научной, педагогической и общественной деятельности доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой теоретических основ коммуникации Института экономики и социальных технологий Казанского государственного энергетического университета Эмилии Анваровны Тайсиной.

Жизненный путь её начался и продолжается в Казани; она с отличием закончила Казанский государственный педагогический институт по специальности «иностранные языки» в 1973 году. Владеет основными европейскими языками. Прошла обычный путь ученого: от аспиранта (кафедры философии Казанского государственного университета) и ассистента до доцента и профессора. Кандидатская степень по специальности 09.00.01 – онтология и теория познания – в 1979 г. докторская степень по той же специальности – в 1994 г.

 Знакомясь с трудами  профессора Э. Тайсиной, нельзя не отметить ее основательные знания по истории философии: в ряде работ ей пришлось  проявить особую тщательность, доходящую до щепетильности в обращении с историко-философским материалом. Разумеется, она и здесь верна гносеологии. При этом учтены не только значимые повороты в смене эпистемологических концепций, но и неприметные переходы в истории гносеологии. И опять-таки, при том, что и здесь должны быть уловлены детали вплоть до разночтений нюансов. Чего стоит позиция автора в оценке  смены классической гносеологии в новейшее время многочисленными концепциями понимания. Автор допускает, что для марксизма познание и понимание – синонимы. Но можно счесть их едва ли не антонимичными концептами: познание идет от объекта к субъекту, понимание – от субъекта к объекту. Познание предполагает открытие истины, понимание – приписывает смыслы; познание объясняет, понимание истолковывает; классическая («архаическая») теория познания наивна, новейшая (кантианская) теория понимания софистична.

Ее работы поражают не только предметным многообразием рассматриваемых проблем, но и подходами к ним: здесь семиотика и феноменология, здесь и герменевтика, да еще обильные на философские неопределенности постмодернистские изыски… Действительно, как работать серьезному исследователю-гносеологу, каковым, безусловно, является  Э.Тайсина, в условиях стирания различия между объектом и субъектом, явлением и сущностью, достоверностью и вероятностью, эпистеме и докса, наукой и повседневностью, когда современные землепашцы, как образно выразилась Э.Тайсина, об истине, сущности, объективном знании уже и не говорят иначе как иронически.

Круг научных интересов проф. Э.А. Тайсиной весьма широк: теория познания, семиотика, история философии, логика, лингвистика, литература, конфликтология, психология, педагогика. Проф. Э.А. Тайсина – автор четырех научных монографий, посвященных этим дисциплинам. Ею разработан наиболее объемный университетский курс аристотелевской логики (120 часов), читавшийся на философском отделении экономического факультета Казанского государственного университета (а также в Казанской Духовной семинарии). Под редакцией проф. Э.А. Тайсиной на базе КГПУ, а затем КГЭУ было опубликовано учебное пособие для студентов и аспирантов «История философии: Основные школы и учения», выдержавшее, начиная с 1996 г., уже три издания. Работа её «Основные западные концепции философии и науки» получила диплом лауреата конкурса на лучшую научную книгу 2007 г. В 2009 г. вышло в свет учебное пособие для аспирантов и соискателей «Философия науки: социально-гуманитарное знание».

В последние годы Э. Тайсина придает концептуальную завершенность своим многолетним исследованиям. Готовится к изданию её книга «Теория познания. Очерки новой гносеологии» в 4-х ч.

Несколько слов о ключевом понятии новой гносеологии: синтагматике. Автор справедливо избегает однозначных дефиниций, они действительно неуместны для сложного смысла этого понятия. В работах Э. Тайсиной синтагматика предстает и способом получения, организации, хранения, трансформации и трансляции знания, промежуточным между диалектикой и метафизикой. Пришедшая из греческой грамматики «синтагма» в философии используется, чтобы уловить, «поймать» в понятийную сеть процесс…, не покой и не движение, а образ движения. Кадр. Нет, не кадр и не фрейм…, или …пропозицию? Отрезок дуги, выпрямленный во фразему?. Синтагмы – условно прямые отрезки в действительности дугообразного, криволинейного движения познавательного процесса, развитие которого («раз-витие» в изначальном смысле этого слова, как «раз-вивание» нити – но также и «свивание», сплетение и перекручивание её по типу ленты Мёбиуса) приводит к постепенному приближению сферы знания к сфере бытия и конгруэнтного совпадения с последним. При всей еще неопределенности, свойственной становлению данного термина как философского, он, на наш взгляд, если и не схватывает, то устремляется в суть метаморфоз, происходящих с истиной и знанием в современном информационном обществе.

 Сообразна потребностям современной науки, выдвинувшей на первый план изучение способов оперирования знаниями, организационно-научная деятельность ученого в последнее десятилетие. Э.А. Тайсина работала в КГЭУ с января 2000 г. в должности заведующего кафедральным коллективом «Теоретические основы коммуникации» в рамках кафедры общественных наук, с февраля 2004 – в должности профессора кафедры теоретических основ коммуникации,  и с сентября 2008 г. она вновь заведует упомянутой кафедрой Института экономики и социальных технологий под руководством Заслуженного деятеля науки РФ доктора политических наук, профессора Н.М. Мухарямова (КГЭУ). Э.А. Тайсина является фактическим основателем упомянутой кафедры (ТОК), которая призвана готовить специалистов по связям с общественностью, осуществив уже несколько выпусков. Такой крен от теоретической философии, лингвистики и семиотики  в область социальной философии и практики обусловил расширение поля научной деятельности проф. Тайсиной; ее аспиранты и докторанты в настоящее время разрабатывают не только высокотеоретические вопросы гносеологии, но и жизненно важные проблемы практики коммуникации, а это одна из основ современной цивилизации. В целом размышление над основаниями познания призвано задавать пути развития культуры грядущего времени.

В ее работах импонирует и то, что автор не избегает дискуссий по поводу традиционных, и казалось бы, уже исчерпавших себя терминов, типа «гносеологический образ», представление… Вроде бы нам уже хватало сомнений, связанных с тем, что в материалистической теории познания представление стоит ровно между чувственным познанием и абстрактным мышлением, обладая чертами как того, так и другого. Но нет; мы видим новые аспекты изучения процесса познания. Профессор Тайсина вводит читателя в круг неведомых даже специалистам соответствующих перипетий. Или вот: «Не надо думать, что принцип отражения исповедуют только материалисты…» Или: «Русское слово «отражение» – термин неудачный, т.к. обозначает не уподобление, а упругое отбрасывание, отталкивание. Однако латинский (адекватный) термин «рефлексия» (и, тем более, «рефлекс») по-русски имеет иную коннотацию, поэтому приходится подчиниться традиции».

Поражает эрудиция: обилие имен философов и лингвистов,  цитируемых  работ; но хочу обратить внимание на место Локка в концептуальном обосновании основной идеи автора. Ему отведены многие страницы трудов Э.Тайсиной.  Его «Познание есть восприятие соответствия или несоответствия двух идей. Где есть <это> восприятие, там есть и познание: где его нет, там мы можем, правда, воображать, догадываться или полагать, но никогда не имеем знания», становится своеобразным отправным пунктом для обоснования синтагматики, ее ключевых гносеологических, эпистемологических, семантических и т.п. проблем. Можно сказать, целые коннотации выводятся из уже казавшимся забытым Локка, ему же особо обязаны и размышления профессора Тайсиной о знаке и значении, вместе со многими проблемами  языкознания, где, надо полагать, особо сильна и блеснула глубиной познаний проф. Э. Тайсина.

Дело в том, что Э.А. Тайсина является одним из первых – а в Республике Татарстан первым – отечественным ученым, еще в 70-х гг. начавшим разрабатывать перспективное направление философской науки: семиологию (учение о знаково-символических системах). Две ее монографии – «Вопросы символизации в современном познании» (1984) и «Философские вопросы семиотики» (1-е изд.: 1993, 2-е изд.: 2003) – были посвящены именно этой проблематике. Общее количество научных трудов Э.А. Тайсиной – более ста, в том числе в межвузовских сборниках, журналах, научных «Вестниках», коллективных монографиях. Она является автором современной философской теории семиотики, получившей известность в академических российских научных кругах, которую разрабатывает в настоящее время совместно со своими учениками.   

Мне очень близка мысль Э. Тайсиной, что философ недолго может оставаться «лишь» гносеологом: глубокие размышления обязательно приводят его к вопросам социальным, контекстно-связанным: коммуникации, истории, культуры, этики, политики и т.д.». Многие философы убедились в этом на образе мышления и поведения Эмилии Анваровны во время многочисленных конференций и акций с ее деятельным участием. Летом 2008 г. Э.А. Тайсина принимала участие в работе XXII Всемирного Философского Конгресса, проходившего в г. Сеуле (Южная Корея), выступив там с докладом на секции «Теория познания»,  в том числе и руководя работой этой секции. В течение двух недель вместе с нами она являлась участником культурно-просветительской акции «Философский поезд», проводившейся Российским Философским обществом и включавшей поездку по всем крупным городам Дальнего Востока, Сибири и Урала с ежедневным проведением международных конференций, симпозиумов и т.п. в каждом из них. Не могу не выразить свою признательность Э. Тайсиной за многочисленные услуги компетентного переводчика в процессе рабочих заседаний, приемов и неформальных общениях российских философов с зарубежными коллегами.

В плане подготовки к Конгрессу в феврале 2008 г. проф. Тайсиной была организована научная конференция с тем же титулом: «Переосмысливая философию сегодня», в которой приняли участие ведущие ученые Казани, Москвы, других городов России, а также иностранные специалисты из Египта, Китая, Германии, Латинской Америки (Венесуэлы).

Профессор Э. Тайсина в эти дни работает над последней, 4-й частью своего главного философского труда – «Теория познания. Очерки новой гносеологии». Это философское эссе об истине. Уверен, что оно представляет собой основательное научное исследование,  актуально для философской науки, будет служить прекрасным учебным пособием для аспирантов и студентов философских факультетов, привлечет внимание широкого круга читателей, интересующихся  современными проблемами философии. А читателей и учеников у философа достаточно. Под руководством проф. Э.А. Тайсиной защищено 14 кандидатских диссертаций и одна докторская; готовятся к защите еще несколько аспирантов и докторантов; в Казанском государственном энергетическом университете в 2005 г. зарегистрировано формирование научной школы под ее эгидой, и этот коллектив составляет более 20 человек. Ученики Э.А. Тайсиной занимают высокие должности деканов, профессоров и заведующих кафедрами в Казани и других городах.

За заслуги в области образования  проф. Э.А. Тайсина награждена Почетной грамотой Министерства Образования Российской Федерации (2003 г.), а в 2008 г. удостоилась награды «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». Новых юбилеев, новых достижений Вам, Эмилия Анваровна! И пусть не иссякает в Вас энергия человеческой доброты и красоты!


Вернуться назад