ИНТЕЛРОС > №15, 2013 > Отменил ли Витгенштейн философию?

Софья Данько
Отменил ли Витгенштейн философию?


25 февраля 2014

Как известно, на всех этапах своего творчества Витгенштейн отрицал возможность философии как учения о «высшем». В предлагаемой работе ставится задача реабилитации философии на тех же основаниях, на которых Витгенштейн ее отвергает. Цель работы – показать, чем может считаться философия, если принять позицию Витгенштейна о невыразимости высшего и невозможности обоснования ценности и смысла мира

Did Wittgenstein cancell philosophy? (The labyrinth of Logico-Philosophical Tractatus's non written part)
Is philosophy the doctrine about "the Highest"? It is well known that Wittgenstein did not think so. He mentioned once, that if a real book about "the Highest" were possible, it "would, with an explosion, destroy all the other books in the world". In this paper, I take the risk and try to reconstruct this impossible and explosive book using some aphoristic allusions of Tractatus. From what it was possible to collect follows rather unexpected answer to our first question about philosophy: yes and no. Yes, because it seems to be evident, that every philosophical doctrine express some value and values are associated with "the Highest". No, because every value expressed in philosophical doctrines is deeply personal and none of them is about "the Highest-in-itself". If we take "the Highest" as something indifferent to personal values and attitudes to the world, it is indeed unattainable because its unattainability is necessary condition for philosophy and life itself to be possible.

 

Две вещи не оставляли Витгенштейна на протяжении всей жизни: логика и этика, причем, этика, конечно, беспокоила его гораздо больше, а логика имела, скорее вспомогательный характер. Однако, по иронии судьбы, наибольшую популярность в философской среде приобрели именно его логические исследования. Что же касается этики, то, пожалуй, в этом отношении говорить о серьезном влиянии Витгенштейна не приходится, и это объясняется не только герметичностью его высказываний на этот счет. Дело в том, что этики в обычном смысле у Витгенштейна просто нет, и, более того, Витгенштейн выражает убежденность, что «настоящей» этической теории вообще ни у кого нет – и быть не может, поскольку этика как теория попросту не может существовать, как, впрочем, не может быть и самой философии, которая по существу и есть этика


Вернуться назад