ИНТЕЛРОС > №17, 2014 > «Язва зла» и порочный круг нигилизма в творчестве А.П. Чехова

Шулындина А.Б.
«Язва зла» и порочный круг нигилизма в творчестве А.П. Чехова


26 февраля 2015

В работе рассматривается отражение в творчестве А.П. Чехова нигилистического мировоззрения и мироощущения. В трактовке «нигилизма» автор статьи опирается на определение С.Л. Франка, рассматривающего нигилизм как «отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей». Такой ракурс позволяет глубже понять истоки трагизма Чехова, а также прочувствовать различные грани и «внутренние тупики», которые являются следствием осознанного или неосознанного выбора нигилизма в качестве мировоззренческой основы жизни.

Общеизвестно, что произведение искусства, используя свои особенные возможности и средства, способно выражать, «цепко схватывать» и передавать в самой яркой и творчески-убедительной форме те сложные феномены, которые зачастую требуют длительного и сложного анализа и детального описания иными средствами (например, научными). Творчество А.П. Чехова представляет особенный интерес именно тем, что в нём зафиксировано и на самом глубинном уровне отражено определённое мировоззрение. По мнению автора этих строк, это мировоззрение является «нигилистическим», и писатель в самой яркой форме предоставляет читателю возможность прочувствовать многие особенности этого мировоззрения, а также мучительных попыток (успешных лишь в самой малой степени) вырваться из «заколдованного круга» тех представлений, которыми эта система взглядов способна оперировать. В трактовке «нигилизма» автор этой статьи опирается на определение С.Л. Франка, понимающего под нигилизмом «отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей», в силу чего жизненные стремления нигилиста неизбежно оказываются устремлёнными на блага «относительные, лишённые абсолютной ценности». Круг представлений нигилистического мировоззрения обычно являет собой достаточно стандартный набор мировоззренческих характеристик: представление о некоей механистичности мира, лишённого одухотворяющего его начала, признание человека единственным одушевлённо-мыслящим существом, окружённым неодушевлённым миром, идею неуклонного социального прогресса человечества. Присущее человеку стремление к высшим ценностям обращается на служение частным и относительным (т. е. неабсолютным, а следовательно, в той или иной степени ложным) кумирам и идеям. Такое состояние человеческого духа приводит своих носителей к глубочайшему духовному кризису, а общество и культуру – к загниванию и краху. Внутренние истоки такого мировоззрения описаны в работах русских философов В.С. Соловьева, С.Л. Франка, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, где нигилизм рассматривается как следствие определённого исторически сложившегося направления развития человеческого духа, вызванного постепенным отказом от признания Божественного Начала как источника и основы мироздания (эта тенденция стала господствующей начиная с эпохи Просвещения), усилением авторитета науки, признаваемой единственным источником достоверного знания, постепенной победой механистически-материалистической картины мироздания. Подобное мировоззрение также проявляет себя в идеях т. н. нерелигиозного гуманизма.


Вернуться назад