ИНТЕЛРОС > №17, 2014 > Проблема существования в современной физике

Андрей Севальников
Проблема существования в современной физике


26 февраля 2015

Работа посвящена проблеме существования квантовых объектов. Как теоретический уровень (ЭПР-парадокс, анализ неравенств Белла), так и последние эксперименты показывают, что квантовые объекты определенным образом не существуют до наблюдения. В работе предпринимается попытка интерпретации этого явления в русле метафизики Аристотеля (В. Гейзенберг), понимание которого оказывается очень близким к философским идеям Хайдеггера

Ницше во многих книгах, заметках и тетрадях настойчиво повторял одну и ту же мысль: «Великие события приходят на голубиных лапках». Эту мысль развивал и Хайдеггер. По его утверждению - мало того, что они тихо входят мир, они могут идти и доходить до нас долго и очень долго. В физике в настоящее время произошли настоящие тектонические сдвиги, которые, несмотря даже на широкое обсуждение, и на все возрастающее количество публикаций, остается во многом «в тени» как для физиков, так и для философов. В 2004 году в России был издан перевод книги Луиджи Аккарди «Диалоги о квантовой механике». В центре ее внимания как раз и находятся проблема существования квантовых объектов. Уже в самом начале первой главы автор приводит более двух десятков цитат физиков и философов, указывающих на иное понимание существование, нежели чем в декартовской парадигме. Укажем лишь некоторые из этих цитат, отображающих суть дела. «Дайсон: “Микроскопическая физика... это поле, в котором догма Моно – где краеугольным камнем научного метода является постулат о том, что природа объективно не существует, - не верна”. Финкельштейн: “То, что Гейзенберг открыл в 1925 г., можно было бы назвать необъективной физикой, одолжив термин, который Василий Кандинский придумал для своего искусства в Мюнхене несколькими годами раньше. [Суть дела...] заключается в том, что сущности природы не имеют состояния бытия”. Жирарди: “Многие ученые соглашаются с тем, что возникают трудности при попытке создать представление о мире, подразумевающее некоторую форму реализма, которое может сделать наше знание о явлениях природы связным и последовательным”. Патнэм: “Копенгагенская интерпретация отрицает, что наблюдаемое имеет какую-то ценность до измерения”. Д’Эспанья: “Утверждение о том, что две несовместимые величины не могут иметь точные значения в одно и тоже время, проявляется в любой формулировке квантовой механики”. Паризи: “Не верно предположение о том, что система остается в определенном состоянии, когда ее не наблюдают”. Мермин: “Мы знаем, сегодня можно доказать, что даже луна не находится на своем месте, если на нее никто не смотрит”. Греко: “Цена, которую платит реалист, - восстановление двусмысленности. Квантовая луна находится там только потенциально, если на нее никто не смотрит”. Файн: “Реализм мертв. Его смерть была ускорена дискуссиями по интерпретации квантовой теории, где нереалистическая философия Бора превалировала над страстным реализмом Эйнштейна”. Бор: “Действительно, открытие квантования не только делает видимым естественное ограничение классической физики, но проливает новый свет на старую философскую проблему объективного существования явлений независимо от наших наблюдений, ставит науку в совершенно новые условия... Ограничение возможности говорить о явлениях как объективно существующих, наложенное на нас самой природой, находит свое выражение... именно в формулировке квантовой механики”. Бор: ”Мы должны совершенно отказаться от приписывания традиционных физических атрибутов микрообъектам”.


Вернуться назад