ИНТЕЛРОС > №17, 2014 > Чем человек может обладать вечно?

Светлана Неретина
Чем человек может обладать вечно?


26 февраля 2015

Сузо, Генрих Exemplar /
Изд. подг. М.Ю.Реутин. Отв. ред. А.В.Топорова.
М.: Ладомир: Наука, 2014. – 599 с. с илл.

Выход этой книги, разумеется, личный подвиг М.Ю.Реутина, представившего русскоязычному читателю переводы со средневерхненемецкого четырех произведений немецкого мистика Г.Сузо «Жизнь Сузо», «Книжица Вечной Премудрости», «Книжица Истины», «Книжица писем», вошедших в основной корпус текстов, и фрагментов его «Большой книги писем» и «Проповедей» (с латыни), помещенных в Приложении, куда попала и «Книжица любви» Псевдо-Сузо. Реутин создавал этот том тщательно, с большой скрупулезностью и вниманием. Он представляет Сузо исповедующим неоплатоническую теологию и являющую собой западноевропейский аналог византийских паламитов XIVв. - это самое скользкая интерпретация мистицизма Сузо, который был, прежде всего, христианином. Но суть различия неоплатонизма и христианства не рассматривается, и это создает «в душе читателя» пустоту недосказанности. Поскольку же такая расстановка акцентов делается главным образом в аннотации, то читатель может полностью посвятить себя размышлениям о жизни Сузо, им самим написанной автобиографии, и сделать собственные выводы относительно принадлежности к христианскому учению человека, тщательно изучившему philosophia rationalis и philosophia realis Аристотеля, само собой разумеется – Библию и «Сентенции» Петра Ломбардского. Сузо – один из великих немецких мистиков (И.Экхарт, И.Таулер – рядом). Он воспитывался в доминиканском Островном монастыре в Констанце, где его учителем был И.Экхарт. В 1330 г. Сузо был обвинен в ереси, поскольку открыто защищал взгляды своего «майстера», 15 или 17 тезисов которого были признаны еретическими папской буллой. Экхарта обвиняли и в равнодушии к церковным обрядам и к истории Спасения. В его учении действительно не шло речи о деятельности Бога в истории и о Воплощении Спасителя. Однако его личная деятельность состояла в окормлении монастырей, и он полагал, что надо прервать состояние созерцания, чтобы накормить нуждающегося. Встреча же с Богом, на его взгляд, одинаково вероятна как в храме, так и за его пределами. Но вместе с тем, по учению Экхарта, полное слияние с Богом (оно является смыслом созерцания), достигнутое вне личного духовного опыта, не может удовлетворить верующего. Экхарт умер вскоре после того, как обратился к папе с апелляцией (1327 г.).


Вернуться назад