ИНТЕЛРОС > №13, 2012 > Язык феноменологии: Э.Гуссерль и Э.Финк

Е.А. Шестова
Язык феноменологии: Э.Гуссерль и Э.Финк


07 февраля 2013

Э. Гуссерль определяет феноменологию как «дескриптивную философию», и соответственно, вопрос о том, как осуществляется дескрипция, требует рассмотреть проблему языка феноменологии, связь ее с общим пониманием задач и целей феноменологии, особенностей метода. Э. Гуссерль подчиняет язык идее логики и классической науки Нового времени. Однако его концепция содержит ряд внутренних противоречий, отмеченных последователями Гуссерля: Э.Финком, М.Хайдеггером, Ж.Деррида. В частности, Э. Финк поднимает проблему «трансцендентального языка» феноменологии. Настаивая на том, что язык заранее определен социально и исторически, он задается вопросом: возможно ли достичь поставленных Гуссерлем целей и адекватно описать феноменологическую деятельность?

 

E. Husserl defines phenomenology as “descriptive philosophy”. According to this definition, question about realization of description requires analyses of phenomenological language, its connection with general understanding of tasks and purposes if phenomenology, features of phenomenological method. E.Husserl subordinates the language to idea of logic and classical science of Modernity. But his conception contains some inner contradictions, which are marked by such successors of Husserl as E.Fink, M.Heidegger, J.Derrida. Specifically E.Fink select the problem of transcendental language of phenomenology. He stresses previous social and historical determination of language and examines opportunity of achieving of Husserl’s tasks and adequate description of phenomenologizing


Вернуться назад