ИНТЕЛРОС > №14, 2013 > Доисторическое открытие «эго» и проблемы «разум–тело» в античной греческой философии: Комментарии

Карл Поппер
Доисторическое открытие «эго» и проблемы «разум–тело» в античной греческой философии: Комментарии


25 сентября 2013

Человеческое мышление вообще, и наука в частности, являются продуктами человеческой истории. Однако они зависят от многих случайностей: будь наша история иной, и наше современное мышление, и наша современная наука были бы иными также. Подобного рода аргументы привели многих людей к релятивистским или скептическим заключениям. Но подобные заключения противоречат неизбежному. Мы можем полагать за факт, что в нашем мышлении присутствуют случайные (и конечно, иррациональные) элементы, но мы можем отвергнуть релятивистские заключения как саморазрушающие и пораженческие. Ибо можно утверждать, что на своих ошибках можно учиться, – и мы это иногда делаем, – и это есть путь научного прогресса. Хотя наши исходные утверждения могут быть ошибочными, они могут быть скорректированы и улучшены, особенно если мы сознательно стремимся исправить ошибки, используя критику, как это делается в науке. Таким образом научное мышление может быть прогрессивным (с рациональной точки зрения), независимо от более или менее случайных исходных позиций. И мы действительно можем совершенствовать его с помощью критицизма, и тем самым приближаться к истине. Современные научные теории являются простым результатом наших более или менее случайных (или исторически детерминированных) предрассудков и критического исправления ошибок. Под влиянием критицизма и путем исправления ошибок правдоподобие современных теорий стремится к возрастанию


Вернуться назад