ИНТЕЛРОС > №23, 2017 > Ресентимент и образ мысли русской интеллектуальной элиты

Гутнер Г.Б.
Ресентимент и образ мысли русской интеллектуальной элиты


08 января 2018

Аннотация:   В статье рассматривается схема мышления, выработанная русской дворянской элитой к середине XIX века, усвоенная интеллигенцией и получившая, в конечном счете, массовое распространение. Это схема находится в тесной связи с установкой сознания, известной как ресентимент (по Шелеру). Она складывается из следующих элементов. (1) Специфическое отношение «я-другой», при котором ни «я», ни «другой» не рассматриваются как самостоятельные сущности, а являются лишь объектами сравнения друг с другом. (2) Оба объекта являются идеальными конструкциями, создаваемыми в ходе сопоставления. (3) Идеальный образ себя выстраивается как противоположность идеального образа другого. (4) При конструировании противоположностей производится «переворачивание» ценностей, свойственная ресентименту. Качества, которые приписываются другому и отсутствуют у меня, оцениваются негативно. Образ себя конструируется приписыванием себе совокупности противоположных качеств. Распространение этой схемы типично для тех групп, которые испытывают острый кризис идентичности. Однако, идентичность, сконструированная таким образом, скорее всего, оказывается иллюзорной.

Ключевые слова: интеллектуальная элита, ресентимент, идеальное конструирование, «переворачивание» ценностей, идентичность

  Ressentiment and the Way of Thinking of the Russian Intellectual Elite

   Goutner Gr., Institute of philosophy RAS

 

Abstract:  In the article the scheme of thinking developed by the Russian noble elite by the middle of the XIX century, assimilated by the intelligentsia and spread, ultimately, in mass is considered. This scheme is in close connection with the form of consciousness, known as the ressentiment (according to M. Scheler). It consists of the following elements: (1) The specific relation "I-another", in which neither "I" nor "the other" is regarded as independent entities, but are only objects of comparison with each other; (2) Both objects are ideal constructs created in the course of the comparison; (3) The ideal image of oneself is built up as the opposite of the ideal image of the other; (4) The constructing is produced by the mean of „overturning“ the values, inherent in the ressentiment. Qualities that are attributed to another and are absent from me are valued negatively. The image of self is constructed by ascribing to oneself a set of opposing qualities. This scheme is typical for those groups that are experiencing an acute crisis of identity. However, the identity constructed in this way is most likely illusory.


Вернуться назад