ИНТЕЛРОС > №25, 2018 > Истолкование гегелевской диалектики у раннего Маркузе

Савин А.Э.
Истолкование гегелевской диалектики у раннего Маркузе


12 января 2019

Аннотация: Целью статьи является экспликация истоков тематизации и характера истолкования диалектики Гегеля в «хайдеггерианском марксизме» Герберта Маркузе. Работа базируется на его ранних произведениях, которые непосредственно посвящены гегелевской и марксовой диалектике: «К проблеме диалектики» (Zum Problem der Dialektik (1930, 1931)) и «Гегелевская онтология и теория историчности» (Hegels Ontologie und die Theorie der Geschichtlichkeit (1932)). Они рассматриваются в контексте его сочинений в целом. Эта тема актуализируется в связи с Маркузе-Ренессансом в западной философской мысли и общественно-политических дискуссиях 2000-х гг. В работе раскрываются мотивы обращения Маркузе к гегелевской диалектике: неудовлетворенность тенденциями истолкования диалектики в марксизме 1920-х гг., неогегелянскими трактовками диалектики и вызов диалектике со стороны хайдеггеровской «герменевтики фактичности». Раскрывается характер критики этих линий интерпретации Гербертом Маркузе. Демонстрируется основная новация маркузеанского подхода – фундирование диалектики на историчности бытия.

Ключевые словамарксизмдиалектикаисторичностьнеогегельянствоФранкфуртская школаМаркузеГегельХайдеггер

Interpretation of the Hegelian dialectics in the early Marcuse

Savin A.E., Institute of Philosophy RAS

 

Abstract: The purpose of the article is to explicate the origins of the thematization and nature of the interpretation of Hegel’s dialectics in Herbert Marcuse’s Heideggerian Marxism. The article is based on his early works, which are directly devoted to the Hegelian and Marxian dialectics: "On the problem of dialectics" (Zum Problem der Dialektik (1930, 1931)) and "Hegel's Ontology and Theory of Historicity" (Hegels Ontologie and die Theorie der Geschichtlichkeit (1932)). They are considered in the context of his writings as a whole. This topic is updated in connection with the Marcuse-Renaissance in Western philosophical thought and socio-political discussions of the 2000s. The paper reveals the motives for addressing Marcuse to the Hegelian dialectics: dissatisfaction with the tendencies of interpretation of dialectics in Marxism of the 1920s, neo-Hegelian interpretations of dialectics and the challenge of dialectics from Heidegger's “hermeneutics of facticity”. The nature of the criticism of these lines of interpretation by Herbert Marcuse is revealed. The main innovation of the Marcusean approach – the foundation of the dialectics on the historicity of being – is demonstrated.


Вернуться назад