ИНТЕЛРОС > №26, 2019 > Российский культурно-цивилизационный проект: типологические особенности формирования. Культура как начало и начала культуры Мурзин Н.Н.
|
Аннотация: Культура в широком смысле — совокупность габитусов, присущих определенной группе людей, отделенная от других совокупностей такого рода национальными, территориальными и языковыми границами. Это общий план культуры, ее горизонталь. Однако развитая культура определяется переходом из горизонтального плана в вертикальный, сознательным культурным строительством (творчеством), установлением матричных примеров. Вертикаль культуры — это высочайшие достижения эпохи ее расцвета, 1) становящиеся ее вкладом в мировую культуру, 2) задающие горизонты национального самосознания. Таковы два начала любой сильной культуры. В статье рассматриваются примеры того, как культура работает со своими началами, и на их основе анализируются особенности российского культурно-цивилизационного проекта, его историческое и ментальное складывание. Особое внимание уделяется такой его характерной черте, как установка на Другого (в данном случае — на другую культуру как на матричный образец для своей). Автор приходит к выводам, что российский культурно-цивилизационный проект: 1) во многом строится на перенимании/преобразовании/приспособлении норм и достижений других культур/культуры, воспринимаемых как гегемониальные; 2) востребует скорее культурные и технологические достижения других культур, чем социальные и политические институты — т. е. ориентирован на результат, а не на процесс; 3) соответствует не столько содержательным характеристикам другой культуры, на которую ориентируется в данный момент времени, сколько формальным и типологическим; 4) совокупность этих обстоятельств зачастую приводит к формированию подавленного культурного сознания ресентиментного типа — построенного на переживании своего «отставания», «вторичности», «подражательности» и потому неизбежной тяги к соперничеству, реваншу, утверждению собственной особенности.
Russian culture/civilization project in its special features Murzin N.,
|