Журнальный клуб Интелрос » Этическая мысль » №15, 2015
Платонов-Поляков Роман Сергеевич –
аспирант. Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова.
119991, Российская Федерация, Москва, Ленинские горы,
ГСП-1, Ломоносовский проспект, 27–4, ГСП-1;
e-mail: romanstudent@list.ru
В статье ставится цель представить счастье в этике Аристотеля в качестве понятия, раскрывающего состояние возможного для человека развития как в его предельной стадии, где человек полностью актуализирует свои способности и находится в максимальной близости к богу, так и в правильно направленном его движении, когда природа человека проявляется во всем своем телесном, рациональном и социальном многообразии. Развитие, таким образом, определяется не редукцией человека к какому-либо аспекту его природы, а рационально найденной и выраженной в добродетелях гармонией; само бытие человека при этом оказывается нацеленным на счастье. Рассмотрение сути счастья Аристотель проводит через «назначение» или «дело» (ergon) человека. Здесь «бездельник» (argos) – это тот, кто лишен дела как смысла, бессмысленный, существующий ни за чем, а счастье уже не дар богов или случай, а то зависимое от деятельности человека состояние жизни, которое определяется как совершенная деятельность. Соответственно, добродетели в самом общем смысле допустимо назвать параметрами актуализации человека, где задается модель идеала как того, что может быть осуществлено. Именно в этот момент мы получаем не действие вообще и не разумное действие, отличающее человеческое существование от животного, а этическое действие – «поступок» (praxis) как действие, раскрывающее самого человека. Подлинно счастливым оказывается полноценно развивающийся человек, то есть человек, находящийся в процессе правильного развития
Being Toward Happiness: Eudaimonia in Aristotle’s Ethics
Roman Platonov-Polyakov
Postgraduate. Lomonosov Moscow State University.
27–4 Lomonosovsky prospect,
Moscow 119991, GSP-1, Russia;
e-mail: roman-student@list.ru
The article sets a goal to show happiness in Aristotle’s ethics as a concept revealing a condition for possible human development both in its ultimate stage, where a human completely actualizes his abilities, existing in maximum proximity to god, and in its right directed movement, when human nature opens up in all its bodily, rational and social diversity. Therefore, development is determined not by the reduction of the human to any aspect of his nature, but by its rationally found and expressed in terms of virtues harmony; thus the very being of human is aimed at happiness. Aristotle considers core of happiness in the “assignment” or “characteristic work” (ergon) of the human. Here “slacker” (argos) is human who is deprived of the work as meaning, meaningless, not existed for anything and happiness is not already the gift of gods or the fortuity, but it depends on the state of human life, which is defined as perfect activity. Therefore, in the most general sense, virtues can be called parameters of human actualization, in which ideal model is set as the one that can be actualized. At this point we get not merely an action, not a rational action, which distinguishes human existence from animal existence, but an ethical action – “deed” (praxis) as the action that reveals the human himself. Truly happy person is a person who is in the process of proper development.