ИНТЕЛРОС > №15, 2015 > Понятие морального чувства в этике Френсиса Хатчесона (ранний период)

Рубен Апресян
Понятие морального чувства в этике Френсиса Хатчесона (ранний период)


23 февраля 2016

Апресян Рубен Грантович –
доктор философских наук, профессор, заведующий сектором.
Институт философии Российской академии наук.
119991, Российская Федерация, Москва,
ул. Волхонка, д. 14, стр. 5;
e-mail: apressyan@mail.ru

Понятие «моральное чувство» составляет один из основных фокусов морально-философских рассуждений Фрэнсиса Хатчесона, что хорошо видно в его раннем произведении «Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели» (1725), на материале которого построена статья. Моральное чувство обосновывается Хатчесоном через противопоставление разуму, который представляется им способностью, направленной на восприятие пользы, и социальным факторам принятия решений – обычаю, образованию, традиции, религии и т. д., которые по-своему тоже ориентируют человека в конечном счете только на пользу. Cпецификация Хатчесоном морального чувства как способности восприятия и оценки, независимой от соображений о частном благе, и противопоставление морального чувства разуму, который ассоциируется с анализом средств, годных для достижения необходимых целей, позволяет рассматривать учение о моральном чувстве как один из примеров докантовского обоснования автономии моральной способности. Заслуга Хатчесона – в развернутом описании (произведенном с помощью различных теоретических средств) возможных внешних факторов, ограничивающих самостоятельность морального агента. Обоснование Хатчесоном самостоятельности личности в моральных мотивах и суждениях, ее независимости от внешних факторов и, соответственно, специфики морали демонстрирует один из способов концептуализации феномена морали, без чего невозможно проследить формирование философского понятия морали в Новое время

The Concept of Moral Sense in Francis Hutcheson (Early Period)

Ruben Apressyan
Higher Doctorate (Habilitation) in Philosophy,
Professor, Head of Department. Institute of Philosophy,
Russian Academy of Sciences. 14/5 Volkhonka Str.,
Moscow 119991, Russia;
e-mail: apressyan@mail.ru

The concept of ‘Moral Sense’ is one of the main focuses in Francis Hutcheson’s moral philosophy. This is evident already in his early work, An Inquiry into the Original of Our Ideas of Beauty and Virtue (1725), which is substantially analyzed in this paper. Hutcheson justified moral sense in its opposition to reason – a faculty aimed to utility and to social factors of decision making, like custom, education, tradition, religion, etc. Owing to Hutcheson’s specification of moral sense as a capacity of perception and judgment independent of concerns regarding private good and opposite to reason as a capacity for means analysis one can appreciate Hutcheson’s conception as a pre-Kantian attempt of justification of moral autonomy. Hutcheson is distinguished for explicit presentation (with particular theoretical means) the variety of external factors limiting the moral agent’s independence. By explication of person’s self-sufficiency in motivation and judgment, her independence of external determination and, hence, the specificity of morality, Hutcheson demonstrated a way, how the moral phenomenon may be conceptualized. Hutcheson’s moral philosophy provides a true basis for understanding the process of conceptualization of morality in Modern philosophy


Вернуться назад