ИНТЕЛРОС > №15, 2015 > Моральная теория Иммануила Канта и идея императивности в философской мысли Германии конца XIX – начала XX вв.

Константин Троицкий
Моральная теория Иммануила Канта и идея императивности в философской мысли Германии конца XIX – начала XX вв.


23 февраля 2016

Троицкий Константин Евгеньевич
младший научный сотрудник.
Институт философии Российской академии наук.
119991, Российская Федерация, Москва,
ул. Волхонка, д. 14, стр. 5;
e-mail: Konztant@inbox.ru

Статья обращается к видоизменению идеи императивности в кантианской традиции c акцентом на ее связи с вопросами войны и мира. Автор демонстрирует переход от категорического императива И. Канта к идее ценности в Баденской школе неокантианства, затем к критике универсального морального закона и провозглашению индивидуального закона у Г. Зиммеля и, наконец, к постулированию «вечной борьбы богов» как выражению неустранимого конфликта ценностей в работах М. Вебера. Тот факт, что речь идет именно о единой традиции, подтверждается большим вниманием и разработкой идей через оппозицию к системе И. Канта. Эта трансформация совпадает с отходом от идеалов поступательного развития провозглашенного эпохой Просвещения к постулированию перманентного экономического и военного конфликта. В  XX и XXI вв., в эпоху опасности ядерной войны, мировоззрение «вечной борьбы» становится не только нереалистичным, но и недопустимым. Для нахождения путей к окончательному преодолению сложившийся установки и возобладанию стремления к согласию над разделением требуется осм

Immanuel Kant’s Moral Theory and the Idea of Imperativity in the German Philosophical Thought (late 19th – early 20th century)

Konstantin Troitsky
Junior Research Fellow.
Institute of Philosophy,
Russian Academy of Sciences.
14/5 Volkhonka Str., Moscow 119991, Russia;
e-mail: Konstant@inbox.ru

The article addresses modification of imperativity in Kant’s tradition with an emphasis on its connection to the issues of war and peace. The author demonstrates the transaction from Kant’s categorical imperative to the Baden school’s idea of value , then to the critics of the universal moral law and the declaration of the individual law in Georg Simmel’s ideas and, finally, to the postulation of “external struggle of gods” as an expression of unremovable conflict of values in Max Weber’s works. The fact that we talk here about common tradition is confirmed by great attention and by developing of their ideas through opposition to Kant’s system. The transformation coincides with the departure from the ideals proclaimed by the progressive development of the Enlightenment to the postulation of permanent economic and military conflict. In the XX and XXI centuries, in the era of the danger of nuclear war the worldview of “eternal struggle” is not only unrealistic but also unacceptable. To find ways to overcome the existing installation and to the prevalence of the desire for the agreement and harmony on the disagreement and separation requires understanding of the path that led to the present state of things.


Вернуться назад