ИНТЕЛРОС > №15, 2015 > Появление Другого у раннего М.М. Бахтина

Елена Демидова
Появление Другого у раннего М.М. Бахтина


23 февраля 2016

Демидова Елена Викторовна
кандидат философских наук, доцент.
101000, Российская Федерация, Москва, ул. Мясницкая, д. 20.
Национальный исследовательский университет
Высшая школа экономики;
e-mail: e_demidova@list.ru

Бахтин известен как один из тех мыслителей ХХ в., кто обратил свой взор на диалог, проблематизировал этот феномен и произвел его аналитическую реконструкцию. Однако в раннем эссе «К философии поступка» Бахтин еще как будто бы ничего не знает о диалоге. Здесь Другой не представлен как личность, он – один из окружающих Я объектов. Анализ ранних работ Бахтина позволяет проследить процесс рождения или выявления Другого для Я, описать специфику этого процесса, определить его этапы, выявить роль Я в конституировании Другого и его мира. Воссоздавая архитектонику события, Бахтин выделяет следующие структурные компоненты: два участника – Я и Другой как два ценностных центра и три «мира» – пространство, время и смысл. Первым шагом к Другому будет его увидение-замеченность, затем восприятие его телесности с ее окружением, конституирование ее – это человек во внешнем мире, в пространстве; затем восприятие душевных движений, протекающих во времени, ведущих к конституированию души Другого – это внутренний мир человека, а также внесмысловое любовное принятие и утверждение его, архитектонически отличное от осененности Я своим собственным смыслом. Показывается недостаточность недиалогического взаимодействия между Я и Другим для полноты познания и конституирования Я и Другого.

The Appearance of the Other in Mikhail Bakhtin’s Early Philosophy

Elena Demidova
PhD in Philosophy, Associate Professor.
National Research University Higher School of Economics.
20 Myasnitskaya Str., Moscow 101000, Russia;
e-mail: e_demidova@list.ru

Mikhail Bakhtin is well known as one of the prominent scientists and thinkers of the 20th century, who had attracted attention to the problem of Dialog, problematized this phenomenon and made its analytical reconstruction. However, the essay “Towards a philosophy of The Act” was written by Bakhtin as if he had no any idea of a Dialog. The Other as a personality was not introduced into reality, but was represented only as one of the objects surrounding Me (The Self). The article is providing an analysis of the process of appearance of the Other for Me (The Self) and the role of Me (The Self) in institutionalization of the Other. The peculiar feature of the process was that only being in interaction with Me (Self), the Other may appear as a personality. While reconstructing the architectonics of the Event, Bakhtin defines the following structural components: Two Parties – Me (The Self) and The Other as two axiological centres; three worlds – Space, Time and Sense. The first step towards the Other is the Vision of the Other, the second is perception of its corporality, and the third – perception of the spiritual – inner world of a human. The point is that without the Dialog between Me (The Self) and The Other it is impossible to recreate personal integrity as described in Bakhtin’s work “Art And Responsibility”.


Вернуться назад