ИНТЕЛРОС > №12, 2012 > Резюме

Резюме


24 февраля 2014

Круглый стол к 10-летию ежегодника «Этическая мысль»

В чем состоит смысл и назначение философской этики? В какой мере ее можно считать самодостаточной, автономной от других областей гума­нитарного знания? Каково отношение этики и философии, философской и прикладной этики? Несет ли современное развитие прикладной этики угрозу для этики философской или, напротив, оказывается дополнитель­ным стимулом к переосмыслению в рамках философской этики ее тра­диционных предметов и расширению ее традиционной проблематики? С какими трудностями сталкивается философская этика сегодня и в чем потенциал ее развития? Эти и другие вопросы были в центре дискуссии, посвященной 10-летию ежегодника «Этическая мысль».

Ключевые слова: философская этика, этика и философия, приклад­ная этика, метафизика, этика личности, мораль, этика и математика

 

С.С.Аванесов

Суицид как радикальное самоопределение субъекта у Дэвида Юма

В статье выявляется связь между базовыми онтологическими пред­ставлениями Дэвида Юма и его этикой. Предметом исследования явля­ется построенное Юмом обоснование допустимости суицида как ради­кального способа выражения индивидом собственной идентичности. Самоубийство представлено у Юма как логическое следствие наличного онтологического «устройства» человека. Оно не является нарушением моральных обязанностей ни перед высшим началом, ни перед социумом, ни перед самим собой. Оправдание суицида опирается на деистическое мировоззрение.

Ключевые слова: Дэвид Юм, деизм, этика, субъект, смерть, самоо­пределение, самоубийство

 

Р.Г. Апресян

Смысл морали в этике Дэвида Юма

Юм – один из первых новоевропейских философов, которые заго­ворили о морали. Представление о морали характеризуется у Юма сле­дующим: а) мораль – это сфера решений, усилий, суждений, сориенти­рованных на общие интересы и общее благо; б) автономия морального субъекта не значима для Юма; в) мораль обнаруживается в сфере взаимо­действий между людьми, она направлена на установление и поддержание примиренности между людьми; г) она двойственна по своей природе, и двойственность обнаруживается как в различии естественных и искус­ственных добродетелей, так и в характере моральной обязательности, в которой выражается необходимость, с одной стороны, содействовать бла­гу других людей, вытекающая из понимания, данного благодаря симпатии, того, что недостаток блага становится предпосылкой их страданий, а с другой – исполнять соглашения, которые воспринимаются как значи­мые сами по себе; д) моральные отношения – это отношения партнерства, взаимодополнительности, обоюдности, взаиморасположения; при этом большое внимание Юм уделяет не ответным на услугу действиям, а услу­гам, совершающимся в ожидании возможной ответности, т. е. действиям инициативно направленным на благо другого.

Ключевые слова: Юм, мораль, долженствование, симпатия, благоже­лательность, взаимность

 

О.В. Артемьева

К вопросу о природе морали в философии Дэвида Юма

В статье предпринимается попытка определить этическое значе­ние сентиментализма Д. Юма. Подход Юма к пониманию природы мо­рали был направлен на выявление ее своеобразия, которое было истол­ковано скорее как проявление человеческой природы, нежели природы вещей. Юм полагал, что мораль есть то, что отличает человека от всех других существ. Она связана прежде всего с аффективной стороной человеческой природы, управляет его поступками человека и выража­ет ценностное отношение человека к миру, отличное от познаватель­ного отношения.

Ключевые слова: Юм, мораль, человеческая природа, сентиментализм, интеллектуализм, закон Юма, аффект, моральное чувство, понимание

 

Васил Глухман

Идея человеколюбия в этике Дэвида Юма

Согласно концепции Юма, справедливость, наряду с человеколюби­ем, – важный фактор в жизни человеческого сообщества и достижении взаимной солидарности, краеугольный камень всех социальных доброде­телей. У Юма можно выделить активную и пассивную формы реализации человеколюбия. Активная форма выражается в непосредственной вовле­ченности морального агента в деятельность, направленную на помощь нуждающимся в ней незнакомым людям. Пассивная форма выражается в сочувствии посторонним людям, например, пострадавшим от природ­ных бедствий. Следуя идеям Юма, можно говорить о человеколюбии во всех случаях, когда человеческая жизнь защищается и поддерживается. Человеколюбие – один из наиболее значительных моральных принципов, на которых основано человеческое сообщество как сообщество сотрудни­чающих индивидов.

Ключевые слова: Юм, человеколюбие, активное и пассивное челове­колюбие, утилитаризм

 

О.П.Зубец

Понятие гордости у Юма: моральная субъектность как источ­ник идентичности Я

Статья посвящена юмовскому пониманию гордости как такого аф­фекта, который имеет в качестве объекта Я, Self, но с одной стороны, дан­ный объект сам является необходимым условием превращения некоторо­го явления в причину гордости, а с другой – конституируется гордостью. Идентичность Self (а не связка впечатлений) не может быть обнаружена в рамках познавательного дискурса, так же как она не задается и аффекта­ми гордости и униженности: ее конституирует гордость в ее ценностном статусе, обеспечивающая способность личности совершать поступки и, таким образом, задающая морального субъекта. В некотором смыс­ле, юмовское понимание гордости коррелирует с кантовской arrogantia moralis (моральной гордостью), а его указание на значение идеи Я для морального поступка перекликается с аристотелевским описанием вели­чавого или гордого человека.

Ключевые слова: Юм, гордость, униженность, идентичность Я, мо­ральный субъект, поступок

 

Л.В.Максимов

«Гильотина Юма»: pro et contra

В статье дан критический анализ представленных в современной философско-этической литературе различных интерпретаций и опровер­жений «гильотины Юма» – идеи о логической несовместимости сужде­ний факта и суждений долга и, соответственно, о невозможности выведе­ния моральных (прескриптивных) суждений из внеморальных (дескрип­тивных). Разделяя в целом указанную идею и признавая ее важность для выстраивания правильного, доказательного этического дискурса, автор статьи в то же время считает необходимым внести некоторые уточнения в исходную юмовскую формулу, с тем, чтобы устранить возможность ее неадекватных трактовок.

Ключевые слова: гильотина Юма, сущее и должное, нормативные и дескриптивные суждения, логическая несовместимость, когнитивизм и нонкогнитивизм, объяснение и обоснование морали

 

А.В.Прокофьев

Между естественным и искусственным: нормативное содержание и психологические механизмы этики справедливости у Юма и Смита

В статье предпринимается попытка систематического сопоставле­ния теорий справедливости Дэвида Юма и Адама Смита. Основными критериями этого сопоставления являются широта нормативного содержания справедливости и роль доконвенциональных, природных, «ин­стинктивных» составляющих этой добродетели. Юм использует чрезвы­чайно ограниченное определение справедливости и рассматривает ее в качестве искусственной добродетели, тождественной строгому соблюде­нию конвенциональных правил владения имуществом. Смит, напротив, предлагает широкое определение, сосредоточенное вокруг понятия «при­чинение вреда», и обнаруживает природное основание справедливости – такую черту характера, как «естественная честность», порождающую большее или меньшее негодование в отношении лиц, причиняющих вред. Автор показывает, что дистанция между теориями справедливости Юма и Смита может оцениваться по-разному, в зависимости от того, как мы понимаем ответ Юма на вопрос о мотивах, обеспечивающих исполнение правил справедливости (способ разрешения им так называемого «моти­вационного порочного круга»).

Ключевые слова: Д.Юм, А.Смит, справедливость, честность, есте­ственные добродетели, искусственные добродетели, собственность, не­годование

 

А.В.Разин

Дэвид Юм и идея эмоционального резонанса в этике

В статье на основе анализа идей Д.Юма показывается, что идея эмоци­онального резонанса может быть отнесена к сложным ситуациям социаль­ного поведения, в котором человек оказывается способным фиксировать типичные поступки людей в типичных обстоятельствах. Он эмоционально положительно реагирует на то, что он оказался способен поступить в этих обстоятельствах так же правильно, как и другие. Поступки человека ста­новятся стабильно правильными за счет того, что его эмоции усиливаются в результате их совпадения с эмоциями других. Мы также рассматриваем другие ситуации, в которых различные эмоции стимулируют моральное поведение, но эмоциональный резонанс не происходит.

Ключевые слова: мораль, поведение, эмоции, эмоциональный резо­нанс, справедливость

 

М.М.Рогожа

Дэвид Юм о принципах морали гражданского общества

В статье анализируются социально-этические взгляды Д.Юма в контексте живой практики гражданского общества и образовательно- воспитательного проекта Просвещения. Конвенциональность и искус­ственность, определенные Юмом в качестве оснований общественной жизни, рассматриваются автором как основоположные принципы морали в гражданском обществе.

Ключевые слова: гражданское общество, договор, соглашение, кон­венциональность, искусственность, искусственная добродетель, взаимо­действие, функциональное объяснение, выгода, соблюдение обещаний

 

А.А.Сычев

«Гильотина Юма» и институциональный подход Дж.Р.Сёрля

В статье рассматривается институциональный подход Дж. Сёрля к разрешению проблемы «гильотины Юма». На примере акта обещания анализируются этапы вывода «должен» из «есть». Поддерживается идея П.Сингера о необходимости рассмотрения проблемы «гильотины Юма» с точки зрения соотношения фактов, ценностей и действий.

Ключевые слова: «гильотина Юма», факт, ценность, действие, «есть», «должен», Дж. Сёрль, институционализм


Вернуться назад