ИНТЕЛРОС > №2, 2019 > Персональность Поступающего в эссе М.М. Бахтина «К философии поступка»

Елена Демидова
Персональность Поступающего в эссе М.М. Бахтина «К философии поступка»


01 апреля 2020

Демидова Елена Викторовна 
кандидат философских наук, доцент.
Военная академия Ракетных войск стратегического
назначения имени Петра Великого.
Российская Федерация, 143900, г. Балашиха,
ул. Карбышева, д. 8;
e-mail: e_demidova@list.ru

 

Статья посвящена рассмотрению понятий, выражающих идею персональности, в эссе М.М. Бахтина «К философии поступка» (1922‒1924 гг.). Понятия «субъект», «личность», «Поступающий», «Я», «Другой», которые Бахтин использует в своих ранних работах, зачастую имеют различное содержание, что затрудняет понимание текста и идейавтора. Можно выделить как минимум двоякое понимание личности Поступающего:содной стороны, экзистенциалистско-персоналистическое – апеллирующее кнекойцельной единице, обладающей самосознанием и ответственностью; и, с другой, комму-никативно-диалогическое, как то, что образуется и существует на границах коммуникации с другими. Таким образом, второе понимание, представленное в «Проблемах творчества Достоевского», фактически разрушает образ ответственной, поступающей, телесной личности, нравственного субъекта, заменяя его на ведущего диалог с другими, познающего других через диалог. В статье прослеживаются и анализируются контексты использования Бахтиным основных понятий, выражающих персональность. Для Бахтина интерсубъективность становится пространством возникновения самосознания личности, ее самоидентификации, а также появления нравственного долженствования, принятия норм и ценностей, определяющих поступки и действия Поступающего. В статье анализируется, кем являются эти субъекты у Бахтина, между которыми возникает интерсубъективность. Делается вывод об отсутствии у Бахтина целостногообраза и понятия субъекта. Тем не менее, субъект Бахтина, как он представлен в эссе «К философии поступка», может быть охарактеризован как: конкретный, открытый, незавершенный, познающий, присваивающий ценности, самосознающий, автономный, конституирующий мир и Другого, волевой, но не активный, не поступающий – в смысле совершения каких-либо действий, направленных на Другого


Вернуться назад